О какая безграничная любовь у Бога, какой великий замысел и непостижимая премудрость у Создателя нашего! Какое сострадательное милосердие и благость. С какой мыслью и с какими намерениями сотворил Он этот мир. Какая великая тайна сокрыта в приходе творения в бытие и к чему призвано наше естество? Ибо та же самая любовь, которая была источником сотворения мира, заранее приготовила и все последующие блага.
Любовь сотворила мир и дала ему бытие; Любовь ведет мир в его временном образе существования; Любовью будет приведен он к своему чудному изменению; и та же Любовь, совершившая все это, поглотит весь мир в великой своей тайне; в Любви заключается исход всей истории существования творения.
И поскольку любовь в новом веке будет властвовать над всеми разумными существами, ум их всецело будет пленен Богом, они наконец то найдут свое истинное ненасытимое благо. Те, которых сотворил Он тогда пребудут в нескончаемом наслаждении этим самым благом - будь то злые или добрые. Для того Бог и привел их в бытие, тех, о которых знал заранее, во что они превратятся, и по отношению к которым все же не иссяк источник благости Его. Ведь в сознании Бога нет первого и последнего места в любви к тем, кого Он сотворил, ибо у Него единая неисчислимая и безграничная любовь ко всем вообще.
Нет в сознании Бога ни одного, кто был бы раньше или позже. Но как безначальный и неизменный Он всегда знает их одними и теми же. А иначе Бог оказался бы изменяемым подобно тварям. Ведь недопустимо даже подумать о Боге, что Он когда либо не знал их или что одних он знал раньше или позже других хотя бы на секунду.
Поэтому в неизменном и вечном Создателе нашем, в Его любви, не может произойти никаких изменений, ни даже тени перемен, от того, что изменению во времени подверглось Его творение. Не изменилось и намерение Бога, которое Он имел извечно. Ведь Бог не приобретает того, чего у него нет, подобно тварям и не теряет того, что у Него есть, подобно мертвецам. Но что имел Бог от вечности, то и будет иметь нескончаемо и неизменно.
Если есть такой человек, кому трудно поверить во все это, пусть он будет крайне осторожен, чтобы ревнуя о справедливости, в наградах праведников и наказаниях грешников, не впал бы он в богохульство, лишая естество Божье бесстрастной любви и наделяя Его изменяемостью подобно тварям. Ибо всем нам стоит запомнить, что нет изменчивости у Создателя нашего, и нет у Него каких либо более ранних или более поздних намерений, нет ненависти и негодования в Его славном естестве, нет больше или меньше в любви Его, как и нет прежде или после в знании Его. Ведь если человек верит, что Бог есть любовь, и что любовью создал Он все видимое и невидимое, то и знает он, что благость и любовь в Боге никогда не уменьшилась и не изменилась в результате беспорядочного движения творения.
По творению Прп. Исаака Сирина Ниневийского "О божественных тайнах и о духовной жизни" Беседа 38.