Итак, туристическая отрасль пострадала от COVID-19 сильнее всего. И тур.операторы в текущем режиме приостановили выплаты туристам по не состоявшимся поездкам.Было предложено 2 Варианта решения проблемы .
1) Введена система депозитов- деньги сохраняются на счету у тур.оператора до улучшения эпидемиологической обстановки. Депозит можно использовать до 31.12.2021г. Причем тур.операторы пошли на встречу туристам, и сохранили курс на день оплаты от туриста.
2) Перебронь этих же туристов на другие даты. Но в данных условиях сложно выбрать дату поездки.
Многие туристы не согласны оставлять деньги у тур.оператора, и требуют от тур.агентов немедленного возврата денег. Тур.агенты получают много угроз, кто-то из туристов даже применяет физическую силу. Но на самом деле, тур.агент не может физически вернуть деньги туристам, т к он выполнил свои обязательства перед обеими сторонами и оплатил тур.продукт поставщику (тур.оператору).
По ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"от 24.11.1996 N 132-ФЗ ст 9 (ред. от 02.12.2019), Тур агент берет на себя ответственность за бронирование и оплату туристического продукта по поручению тур.оператора. Ответственность за реализацию тура несет тур.оператор. Поэтому нет оснований для возврата денежных средств от тур.агента туристу. Все претензии - к тур. оператору.
При обращении с претензией к тур.оператору, с просьбой о возврате денег за не оказанные услуги. Тур. операторы,ссылаясь на форс-мажор(обстоятельства непреодолимой силы) , отказывают туристам в досудебном урегулировании вопроса. Но туристы на этом не останавливаются, обращаются к юристу, который обещает им всё вернуть и еще плюсом получить компенсацию за моральный вред. Юрист составляет исковое, привлекает и тур.агента и тур.оператора. Либо привлекает ответчиком тур.агента, а тур.агент подтягивает тур.оператора. Решение суда может быть как в не удовлетворении иска туриста,так и в удовлетворении иска. Но деньги туриста должен будет возвращать тур.оператор, никак не тур.агент. В этом случае, турист выигрывает дело, но проигрывает тур.агенту. В свою очередь, Тур.агент подает в суд на туриста, с требованием возмещения ему расходов ,связанных с судом (услуги юриста).
Далее картина. Миллион проигравших дел у тур.оператора. Тур оператору нечем расплачиваться по проигравшим делам. И тут, тур.оператору проще объявить себя банкротом, чтобы распаковать фонд тур.помощи и выполнить текущие обязательства перед туристами. Именно - текущие! Не аннулированные туры, не те,которые разбирались в суде. А именно туры, забронированные у данного тур.оператора и действующие в данный момент.Это значит, что возвраты в этом случае получат только те туристы, которые не аннулировали свои туры и не пошли в суд.
Итог: туристы, которые обращаются в суд, не получат ничего, а еще останутся должны за процессуальные издержки тур.агенту. Или получат лишь компенсацию за гос.пошлину.
Так что, всем собравшимся аннулировать туры и идти в суд - удачи!