Искусство — новая религия? Культуролог и писатель Глеб Смирнов считает именно так. Он даже ввел собственный термин Artodoxia. Суть его такова: искусство — новая религия современного мира, где храмы заменили музеи, галереи, концертные залы и театры. Адепты — все люди, которые потребляют или создают искусство. Читаете Чехова? Или Сорокина? Вы адепт. Но так ли это на самом деле? Разбираемся в новой статье.
“Искусство — новая религия”. Чтобы с уверенностью говорить об этом, нужно понимать, обладает ли искусство признаками религиозного верования.
Сама по себе религия — вера в сверхъестественные силы (богов, духов). Она дает надежду, некую духовность, а ещё правила поведения в обществе. В том же католичестве и православии есть заповеди, которые никак нельзя нарушать. Получается, что религия — неформальный правовой институт. Наказание за проступок — ад.
В психологии религии приписывают компенсаторную функцию. Она компенсирует слабость человека перед миром. А ещё дает эмоциональную разгрузку через очищение грехов.
Искусство же — образное изображение мира, избирательное воссоздание действительности. Оно помогает выразить взгляды человека на окружающий мир и берёт начало ещё в эпоху первобытности. Это наскальные рисунки, пение. Искусство развивает, формирует личность. Отделившись от религии, искусство тем не менее продолжало с ней сосуществовать, поддерживая религиозные идеалы.
Первобытность
В период первобытности сознание человека оставалось бессвязным. Сверхъестественные силы и природа являлись одним целым, где гром — конкретное проявление божественной сущности. Как это сказалось на искусстве? Оно тоже было конкретным и прямолинейным: что вижу, то и рисую. Люди брали идеи из окружающей среды. Большая часть из них — изображение культовых практик.
Античность
Мир все время меняется, и сознание человека меняется вместе с ним. Безликие духи превратились в богов: им дали имя, способности.
А что с искусством? Оно стало формой античной духовности. Богов наделили реалистичным представлением, уподобили их внешность человеку (скульптура Венеры Милосской или Аполлона). На том, как изображали богов, сказался климат: в Греции и Риме он был жарким, люди носили мало одежды и, что логично, уделяли особое внимание своему телу. Поэтому статуи богов выглядят такими атлетичными. Произведения искусства очень точно отражали представления античных людей о мире.
Отдельное место занимают храмы, возвеличивающие статус богов. Картины битв с чудовищами и титанами, где особенно выделяется красота тела — это и есть изображение человеческого идеала в древнем искусстве.
Средневековье — XIX век
Религия (церковь) слилась с государством и подчинила себе искусство. Изменилась концепция Бога — теперь он един и противопоставлен человеку. Бог вечен, человек смертен. Бог — творец, мудрец и добродетель, а человек — раб и грешник.
Бог утратил человеческий образ. Отсюда вытекает другая проблема — а можно ли изображать Бога? Иудаизм запретил, так как счёл это идолопоклонничеством. Европейская церковь нашла в этом новые возможности воздействия на человека (информация и мотивация), поэтому запрета не случилось.
Искусство тесно связано с мировоззрением церкви и тем, что она разрешала. Об этом свидетельствуют множественные изображения райских кущ, христианских истин, иллюстрации библейских сюжетов. Например, “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи или фрески Микеланджело в Сикстинской капелле.
Появились и новые сюжеты в искусстве: живопись, литература, архитектура активно развивались. Главное в них — человек верен церкви. Неверные получают наказание.
Сегодня
С XX века искусство во многих странах чувствует себя все свободнее, в то время как религия переживает серьезный кризис. Развитие науки и глобализация привели к значительному уменьшению влияния церкви. Современное искусство бросает вызов всему: как обществу, так и духовности (пример: выступление “Pussy Riot” в храме Христа Спасителя).
Так происходит не только в России. В песне известной немецкой группы Oomph “Gott Ist Ein Popstar” открыто цитируется молитва. Музыкальный клип не менее провокационный: музыканты эксплуатируют имидж Иисуса. В песне Lady Gaga “Bloody Mary” есть строчка “I’ll dance with my hands above my head like Jesus, said”, противоречащая заповеди “Не поминай имя Господа всуе".
И, конечно, худшая вещь, которая могла случиться с Иисусом — последний альбом исполнителя Kanye West “Jesus Is King”.
Некоторые культурные деятели в своём творчестве стремятся объединить религию и современное искусство. Например, выступление популярной музыкальной группы Thirty Seconds To Mars в церкви. Кстати, их логотип сейчас — стилизованный крест.
Люди перестали бояться церквей и Бога и стали эксплуатировать религиозные образы в своём творчестве. Современное искусство косвенно укоренилось в религии, пусть и не самым смиренным образом. Сейчас оно воспитывает личность и придаёт смысл жизни.
И все же, религия продолжает оставаться весьма далекой от искусства. Религия обращена к сверхъестественному, в то время как искусство — к естественному, где божественные образы используются как метафоры. В частности, православие показывает несовершенство мира и человека, пока искусство делает ровно противоположное.
Искусство — новая религия?
Искусство — категория художественных образов. Оно не имеет единой направленности и весьма противоречиво в своих проявлениях. Христианский рок соседствует с представлением современной Мадонны как террористки-смертницы. Разнообразие этих форм приводит к хаосу. Нет чёткого определения, что именно считать искусством: Ван Гог или Бэнкси, Чехов или Сорокин, Моцарт или (простите) Тима Белорусских.
Культуролог Глеб Смирнов утверждает, что религиозные практики, догмы и обряды давно устарели, они сковывают человека, а вот искусство нет. Музеи и театры — вот наши новые храмы. Тем временем искусство стало и новой формой потребления. Банан на скотче за 150 000 долларов, поход в театр за 12 000 рублей — хороший бизнес и действенный инструмент влияния одновременно. Тогда что есть новая религия сейчас? Вероятно, очередной маркетинговый ход. Судя по запросам Google новых религий сегодня стало так много, что искусство ничем не лучше науки, спорта или любви.
___________________
Автор: Татьяна Непа