В Северо-Шотландском нагорье, на плато Кернгормс (Cairngorms), берут начало реки Ди (Dee) и Дон (Don). Они текут почти параллельно друг другу через Абердиншир и впадают в Северное море. В речных долинах и на склонах гор протянулась череда замков, где укрывались приграничные бандиты, грабившие чужие поля.
Клан Гордон появился в Абердиншире в начале 14 века, и стал сильнейшим кланом северо-восточной Шотландии. В истории осталось много сказаний о том, как Гордоны и Форбсы друг другу бошки рубили. Но интересно не это.
На берегу Дона (прямо как в российском Черноземье) расположился неплохо сохранившийся замок, старинное родовое гнездо Гордонов. Сейчас название замка произносится как Гленбахат (Glenbuchat), но во время своей славы он назывался Гленбакет (Glenbucket). Вот он
Гленбахат был построен Джоном Гордоном из Cairnburrow по случаю женитьбы на Элен Карнеги. Над дверным проемом в юго-западном крыле выбита еле заметная надпись:
John Gordon Helen Carnegie 1590. Nothing on earth remanis bot faime
Скорее всего, надпись сделана на том самом языке скотс, который является испорченным английским (адаптированным для Шотландии) и переводится как:
Ничто не сравнится с хорошей репутацией
Название замка редко мелькает в шотландской истории. Оно прогремело лишь раз в 1592 году, когда один из родственников – граф Джордж Гордон пырнул кинжалом насмерть Джеймса Стюарта графа Мюррей по кличке «Красавчик граф». Как ни странно, клан Гордонов за это не особенно пострадал – на пару лет Гленбахат заняли правительственные войска, да и только.
Но уже во втором поколении репутация семьи хозяина замка покатилась под откос. В 1623 году сыновья Адам и Джон перессорились из-за наследства, и Адам заграбастал замок себе. Даже после кратковременной отсидки в Эдинбургской тюрьме он сумел сохранить замок за собой. Похоже, квартирный вопрос был не чужд и шотландским аристократам. Даже собственную мать Адам продержал месяц взаперти, добиваясь отдельной хаты.
В 1701 году замок перешел к другой ветви: его купил Джон Гордон из Knockespoch для своего сына, также Джона. Видимо, с фантазией у клана было совсем туго. Похоже, что этот последний упомянутый Джон и был знаменитым якобитским лидером и генерал-майором во время последнего якобитского восстания. Но не будем забегать вперёд.
Немного о старом Гленбакете и восстании якобитов
Джон Гордон принял участие в первом якобитском восстании 1715 года, как вассал графа Мара (бездарного командира, надо сказать) . Наступление войск началось из замка Килдрамм. Затем якобитская армия прошла замки Гленбахат, Когарф и прибыла в Бремар. В решающей битве при Шерифмуире (Данблейне) Джон Гордон командовал батальоном клана Гордон. После поражения был в заключении, но убеждений своих не изменил. 30 последующих лет он топил за якобитскую идею.
По описаниям современников, в 1745 году «старый Гленбакет», как его называли, выглядел как «искривленный ревматизмом старик семидесяти или более лет, с резкими чертами лица». Но решительности ему было не занимать. Есть байка о покушении на него. Однажды «старый Гленбакет» приобрел землю у клана Макферсонов, чтобы получать арендную плату. Жители отказались платить чужаку, и он начал против них судебный процесс. Тогда молодчики из числа дворянских сынков пришли к Гордону с просьбой прекратить тяжбу, дескать, они согласны платить аренду. А сами потихоньку подбирались к нему поближе с кинжалами наготове. Молва утверждает, что старый вояка выхватил палаш и разогнал неверных.
Во время второго якобитского восстания Джон Гордон был в звании генерал-майора и вербовал горцев в свой полк. Поговаривали, что якобитское командование тогда было больше заинтересовано в получении денег, и при вербовке людям предоставляли альтернативу – заплатить 5 фунтов. Однако «старый Гленбакет» предпочитал набрать солдат, а не получить деньги, за что заработал репутацию наводящего ужас офицера. Горцы гордоновского полка имели на вооружении мушкеты и как минимум 2 пушки. Орудия пригодились в качестве решающего аргумента при захвате Рутвенсих казарм. Лейтенант небольшой охраны казарм предпочел капитулировать, добившись на переговорах согласия беспрепятственно уйти со своими людьми.
В финальном сражении на пустоши Каллоден якобитская армия была построена неудачно - перед полком Гордона оказалось болото. Лишенный возможности сразиться с противником вплотную, полк был вынужден ограничиться перестрелкой. Предположительно, полк Гордона сопровождал принца Чарльза какую-то часть пути, а затем направился к Рутвенским казармам, где собрались остатки разбитой якобитской армии. Принц же отправился в другую сторону, передав возмутительное сообщение:
Пусть каждый спасается как может»
Джон Гордон сумел избежать ареста, отплыл во Францию, и прожил там ещё 5 лет. Его имя не гремело среди имен казненных повстанцев, однако именно при упоминании «старого Гленбакета» английский король Георг не мог сдержать восклицаний ужаса.
Архитектура замка Гленбакет
Маленький аккуратный семейный замок неплохо сохранился до наших дней за исключением крыши, которая рухнула в 19 веке. Если пройти через поле во внутренний дворик, можно обнаружить входную дверь в углу, образованном сходящимися стенами. Такое расположение двери типично для средневековых строений. Если непрошенные гости пытались проникнуть внутрь, то оказывались бы огнём из бойниц.
Замок имеет типичную для своего времени Z-образную форму. К основному прямоугольному строению примыкают две квадратные башни в диагонально противоположных углах. На углах защитных башен можно разглядеть полуразрушенные машикули – навесные бойницы, через которые оборонявшиеся могли стрелять отвесно вниз.
Две лестничные башенки поддерживаются не обычными выступами, а оригинальными скошенными арками во французском стиле (squinches).
Предлагаю исследовать первый этаж и кухню, а также сводчатые подвалы.
После 1701 года, когда замок перешел в собственность молодого тогда «старого Гленбакета» Джона Гордона, верхние этажи подверглись перестройке. А когда средневековье закончилось, и замки перестали быть оборонительными укреплениями, а превратились в символы богатства, достатка и статуса, стали цениться уют и конфиденциальность. Большой зал лэрда был разделен на две комнаты, а потолок опущен ниже, за счёт чего получился еще один этаж.
В 1738 году Джон Гордон продал имение, будто чувствовал, что больше емутам не бывать. Периодически в замке проживали фермеры и сезонные рабочие.
В 1901 году замок купил Джеймс Барклай, начавший реставрационные работы, а его правнук Джеймс Барклай Милн в 1946 году передал Гленбахат в собственность государства.
Огромная работа была проделана во время последней реставрации замка – была восстановлена главная винтовая лестница в башне, которая ведет на верхние этажи, а также установлена большая деревянная смотровая площадка в центральной части замка.
В 1948 году общество изучения живой природы выкупило парковую территорию, прилегающую к замку, и передало эти земли государству. Замок находится под опекой организации «Historic Scotland».