Много лет назад при выборе ВУЗа я очень плохо понимала, куда и зачем я иду. Мне хотелось пойти с медицинский, но родители считали, что в нашей стране это долго и неперспективно (что правда), и я просто по их стопам пошла в экономический университет. Думаю, что мне повезло в жизни несколько раз, и первый раз это именно выбор экономики для изучения - это и интересно, и полезно.
Второй раз мне повезло, что когда я училась на третьем курсе, мне знакомый из того же ВУЗа предложил работу. Работа была непыльная - размещать на сайтах типа ekatalog отзывы о товарах определённой известной компании, далее была работа с форумами и прочими системами, где можно оставлять отзывы. Часто это было нудно и рутинно, но это дало начальное понимание того, как устроен заработок в Интернете и что здесь всегда есть что делать.
Диджитал маркетинг - это всё ещё маркетинг
Многие их тех, кто освоил профессии в диджитале не имеют образования в маркетинге. И это абсолютно нормально, учитывая то, как в отечественных ВУЗах преподаётся этот предмет, и всё же, я рекомендую тем, кто вообще никогда не сталкивался с маркетингом, почитать хотя бы базовые вещи - "Основы маркетинга" Филиппа Котлера , "BUYology: Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя" Мартина Линдстрома, "Маркетинговые войны" Эла Райса и Джека Траута. Даже копирайтеру нужно не просто грамотно писать, а и понять, что нужно рынку и как именно стоит рассказать о продукте или услуге.
Какие есть профессии в диджитал маркетинге
- PPC менеджер (PPC - pay per click, реклама с оплатой за клик). Это специалист по рекламе онлайн, их специализация может касаться только поисковых платформ вроде Google, Yandex, Bing или же быть шире и захватывать также рекламу в соц сетях и медиапланирование.
- Медиапланер - специалист по закупке баннерной и таргетированной (реклама по аудиториям) рекламы в тех же соц сетях. С развитием инструментария для запуска рекламных компаний у монополистов рынка Google, Yandex - эта профессия не будет уже существовать сама по себе отдельно от этих платформ.
- SEO специалист (Search engine optimization) - оптимизирует сайты под поисковую выдачу (Google, Yandex) с помощью различных методов. Это может быть технический способ, например, выявить слабые места на сайте, например, если страницы долго загружаются. Также возможно здесь работать через контентную составляющую - копирайтер получает задание на написание текста, который будет построен особым образом и будет интересным для читателя.
- Веб-дизайнер - создаёт интерфейсы веб-сайтов и мобильных приложений, также может рисовать промоматериалы - баннеры, буклеты и картинки для соц сетей.
- Веб-аналитик - анализирует и строит гипотезы касательно трафика (потока посетителей) на сайте или в мобильном приложении. Они могут работать как с базовыми инструментами, так и со сложными, требующими навыки программирования и знания о базах данных и том, как писать к ним запросы.
- Копирайтер, райтер - технический писатель, который создаёт тексты на основе пожеланий клиента, а также SEO-специалиста. Варианты текстов здесь самые разные, от описания карточки товара до онлайн-брошюр.
- SMM (Social media manager) менеджер - тот, кто занимается соц сетями, в их обязанности может входить всё, что связано с Facebook, vk, Linkedin от создания стратегии до рекламы. Некоторые из них занимаются только контентом и не умеют, например, настраивать рекламу.
- Email маркетолог - тот, кто выстраивает коммуникации с клиентами посредством рассылки писем по email.
Кроме вышеперечисленных профессий есть много смежных профессий, которые появились относительно недавно, например, аккаунт-менеджер - специалист по работе с клиентами в рекламных агентствах или трафик-менеджер, который следит за своевременным пополнением рекламных счетов и надлежащим оформлением документов. Однако, я советую рассмотреть именно профессии из списка, потому что они дадут возможность работать как в маленьких агентствах, так и в больших компаниях.
Где можно научиться этим профессиям
Общие курсы по диджитал маркетингу есть на платформе Coursera.
Сейчас появилось очень много курсов по диджитал, а в связи с карантином, многие из них вообще стали бесплатными. Но так как платформы иностранные, вам нужно знать английский для того, чтобы пройти их.
По SEO - известнейший производитель софта для SEO, у которых также один из крупнейших блогов по теме, буквально на днях дали бесплатный доступ к своим курсам по промокоду wegotthis. Просто выбираете любой (кроме того, что с сертификатами) и кладёте в корзину, а там пишете промокод - сумма к оплате обнулится.
Бесплатный курс для веб-дизайнеров порадует тех, кто уже что-то умеет, но ещё не нашёл себя на рынке труда.
Чтобы изучить веб-аналитику, а именно один из самых популярных инструментов, используйте стандартную справку Google. Там есть курс для начинающих и продолженный для продвинутых пользователе, а после его завершения можно попробовать сдать экзамен. Аналогично можно почитать про Яндекс.Метрику.
В любое время доступно обучение всем желающим освоить навыки рекламы в Google ads и стать РРС-специалистом в справке Google, также онлайн-обучение экзаменом. Начать стоит с основ, а затем попробовать получить сертификат. По Яндекс.Директ также есть справка. Но этой профессии, как и любой другой из списка лучше учиться в агентстве.
Для копирайтера библия - "Пиши, сокращай. Как создавать сильные тексты (книга Главреда)" Максима Ильяхова и Люмилы Сарычевой, хотя она больше направлена на тех, кто редактирует тексты, там много полезного о структуре текста, словах-паразитах и просто о красоте письменного слова. Также рекомендуемые книги: "Бизнес копирайтинг" и "Контент маркетинг и рок-н-ролл" Дениса Каплунова, "Контент маркетинг" Майкла Стелзнера.
Для email маркетинга курсы можно выбрать на платформе Udemy, они на русском языке.
Что понадобится из оборудования
Вся прелесть диджитал профессий в том, что для них большинству специалистов нужно про подключение к интернету и ноутбук. Однако, если вы планируете самостоятельно делать фото для соц. сетей, будучи SMM специалистом, то вам понадобится штатив для мобильного телефона или камеры, так как вы можете использовать предметную съёмку (фотографировать предметы в красивом ракурсе и свете).
Также рекомендую взять наушники, если у вас их нет, ведь при онлайн обучении много видеоматериалов, а значит, мешать домашним не стоит.
Заключение и напутствие
Ещё 10 лет назад части профессий, о которых я написала сегодня не существовало в принципе, а те, которые были, за это время очень сильно трансформировались. Например, если в Google раньше была только реклама по ключевым словам и в результатах поиска, то сегодня это огромная платформа со множеством ответвлений в сторону видеорекламы, баннерной рекламы, реклмы в почте Gmail и огромным количеством инструментов для создания маркетинг микса - микса каналов для продвижения. В США у них даже есть партнёрство с телесетями.
Диджитал профессии требуют постоянного совершенствования и обучения новому, ведь технологии и инструменты развиваются очень быстро и нужно постоянно быть "в форме". Если у вас технический склад ума, то вам подойдёт веб-аналитика, SEO, PPC. Если вы ближе к гуманитарным наукам - копирайтинг, SMM, Email маркетинг, хотя и здесь довольно много технических нюансов.
В идеале я советую ознакомиться с каждой профессией, получить базовое понимание о том, что это, и затем выбрать, что больше по душе.
Никогда не бойтесь что-то менять в своей жизни и экспериментируйте смело! Удачи!