Здравствуйте авиаторы и не только! Мы продолжаем рубрику “Основы авиации”, и сегодня вы узнаете, из каких основных частей состоит самолет. Механизм или конструкция, выполняющая какую-либо функцию в летательном аппарате, называют агрегатом. И так полетели!
Основные агрегаты самолета:
1) Фюзеляж
Начнем, пожалуй, именно с фюзеляжа, так как он служит для крепления почти всех остальных агрегатов. Фюзеляж это корпус или кузов самолета, если проводить аналогию с автомобилем. Фюзеляж связывает между собой консоли крыла, оперение и (иногда, но не обязательно) шасси. Фюзеляж пилотируемого летательного аппарата (например, самолёта) предназначен для размещения экипажа, оборудования и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо, агрегаты гидро- и топливной систем, элементы системы управления и иное оборудование. Если вы летали на самолете, то вы размещались именно внутри фюзеляжа.
2) Крыло
Переходим теперь к главной части любого самолета - к крылу. Именно к крылу, ведь пока речь идет о монопланах. Крыло, обычно, состоит из двух консолей, соединенных центропланом. Центроплан размещается внутри фюзеляжа. Консоли крепятся к фюзеляжу снаружи. Именно крыло и удерживает самолет в воздухе. А более научно крыло - это несущая поверхность, имеющая в сечении по направлению потока профилированную форму и предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы. Крыло самолета может иметь различную форму в плане. Существует множество способов размещения крыла или крыльев, про это тоже обязательно расскажем. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! В крыле также часто размещается топливо, а у боевых самолетов обычно под крылом находится подвесное вооружение.
3) Оперение
Оперение представляет собой комплекс аэродинамических поверхностей, которые служат для обеспечения необходимой устойчивости и управляемости. Здесь необходимо пояснить, чем отличается устойчивость от управляемости. Устойчивость характеризует способность самолета без вмешательства пилота сохранять заданный режим полета. Под управляемостью же понимается способность самолета изменять положение в пространстве и переходить с одного режима полета на другой в ответ на команды управления. Эти две характеристики находятся в противостоянии, ведь чем устойчивее самолет в полете, тем хуже он будет реагировать на команды управления, будет более вялым и наоборот. Современные истребители делают статически неустойчивыми, то есть неспособными к постоянному устойчивому полету без вмешательства. Там эффект устойчивости летчику создает компьютер, постоянно анализируя пространственное положение и выдавая команды управляющим поверхностям. Возвращаемся к оперению самолета. Оно подразделяется на вертикальное и горизонтальное. Вертикальное оперение отвечает за устойчивость и управляемость в канале рысканья, а горизонтальное за канал тангажа. Что такое крен, тангаж и рысканье вы можете узнать из прошлой статьи.
Как и в случаи с крылом существует множество вариантов реализации оперения, о которых нужно рассказывать отдельно. В классической схеме хвостовое оперение представлено килем с рулем направления и стабилизатором с рулями высоты. Крепится это все к хвостовой части фюзеляжа.
Фюзеляж, крыло и оперение объединяются в общую систему, которая называется планером.
4) Силовая установка
Служит для приведения самолета в движение, создания силы тяги, необходимой для набора и поддержания скорости, которая в свою очередь нужна для создания подъемной силы. Силовая установка состоит из одного или более двигателей и движителей различных конструкций и принципов действия. Двигатели могут крепиться к любому агрегату планера. О типах двигателей и движителей вы подробно узнаете в одной из следующих статей. В большинстве современных пассажирских самолетов двигатели крепятся к крылу с помощью пилонов.
5) Шасси
Шасси служат для обеспечения взлета, посадки, стоянки самолета и его мобильности при передвижении по земле на рулении. Во время основной части полета для уменьшения лобового сопротивления воздуха и обеспечения большей маневренности шасси обычно частично или полностью убираются в фюзеляж или крыло. В некоторых случаях, например в малой авиации, уборка шасси нецелесообразна в связи с небольшими скоростями, сложностью и весом конструкции механизмов уборки/выпуска шасси. Шасси различаются по типу конструкции стоек, расположению на самолете и по типу поверхности, для которого предназначаются шасси. Например шасси бывают с носовой или хвостовой опорой, колесные или лыжные и так далее.
И так, это были основные агрегаты самолета. Вскоре вы узнаете, что такое закрылки и предкрылки, а также, чем элерон отличается от элевона!