Найти тему
Пилот-Инженер

Из чего состоит самолет?

Схема деления самолета на основные агрегаты
Схема деления самолета на основные агрегаты

Здравствуйте авиаторы и не только! Мы продолжаем рубрику “Основы авиации”, и сегодня вы узнаете, из каких основных частей состоит самолет. Механизм или конструкция, выполняющая какую-либо функцию в летательном аппарате, называют агрегатом. И так полетели!

Основные агрегаты самолета:

1) Фюзеляж

Фюзеляж самолета Airbus A321
Фюзеляж самолета Airbus A321

Начнем, пожалуй, именно с фюзеляжа, так как он служит для крепления почти всех остальных агрегатов. Фюзеляж это корпус или кузов самолета, если проводить аналогию с автомобилем. Фюзеляж связывает между собой консоли крыла, оперение и (иногда, но не обязательно) шасси. Фюзеляж пилотируемого летательного аппарата (например, самолёта) предназначен для размещения экипажа, оборудования и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо, агрегаты гидро- и топливной систем, элементы системы управления и иное оборудование. Если вы летали на самолете, то вы размещались именно внутри фюзеляжа.

2) Крыло

Самолет схемы "Моноплан" имеет одно крыло, но две консоли!
Самолет схемы "Моноплан" имеет одно крыло, но две консоли!

Переходим теперь к главной части любого самолета - к крылу. Именно к крылу, ведь пока речь идет о монопланах. Крыло, обычно, состоит из двух консолей, соединенных центропланом. Центроплан размещается внутри фюзеляжа. Консоли крепятся к фюзеляжу снаружи. Именно крыло и удерживает самолет в воздухе. А более научно крыло - это несущая поверхность, имеющая в сечении по направлению потока профилированную форму и предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы. Крыло самолета может иметь различную форму в плане. Существует множество способов размещения крыла или крыльев, про это тоже обязательно расскажем. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! В крыле также часто размещается топливо, а у боевых самолетов обычно под крылом находится подвесное вооружение.

3) Оперение

Оперение представляет собой комплекс аэродинамических поверхностей, которые служат для обеспечения необходимой устойчивости и управляемости. Здесь необходимо пояснить, чем отличается устойчивость от управляемости. Устойчивость характеризует способность самолета без вмешательства пилота сохранять заданный режим полета. Под управляемостью же понимается способность самолета изменять положение в пространстве и переходить с одного режима полета на другой в ответ на команды управления. Эти две характеристики находятся в противостоянии, ведь чем устойчивее самолет в полете, тем хуже он будет реагировать на команды управления, будет более вялым и наоборот. Современные истребители делают статически неустойчивыми, то есть неспособными к постоянному устойчивому полету без вмешательства. Там эффект устойчивости летчику создает компьютер, постоянно анализируя пространственное положение и выдавая команды управляющим поверхностям. Возвращаемся к оперению самолета. Оно подразделяется на вертикальное и горизонтальное. Вертикальное оперение отвечает за устойчивость и управляемость в канале рысканья, а горизонтальное за канал тангажа. Что такое крен, тангаж и рысканье вы можете узнать из прошлой статьи.

Оперение самолета классической схемы
Оперение самолета классической схемы

Как и в случаи с крылом существует множество вариантов реализации оперения, о которых нужно рассказывать отдельно. В классической схеме хвостовое оперение представлено килем с рулем направления и стабилизатором с рулями высоты. Крепится это все к хвостовой части фюзеляжа.

Фюзеляж, крыло и оперение объединяются в общую систему, которая называется планером.

4) Силовая установка

Служит для приведения самолета в движение, создания силы тяги, необходимой для набора и поддержания скорости, которая в свою очередь нужна для создания подъемной силы. Силовая установка состоит из одного или более двигателей и движителей различных конструкций и принципов действия. Двигатели могут крепиться к любому агрегату планера. О типах двигателей и движителей вы подробно узнаете в одной из следующих статей. В большинстве современных пассажирских самолетов двигатели крепятся к крылу с помощью пилонов.

Размещение турбовентиляторного двигателя на пилоне
Размещение турбовентиляторного двигателя на пилоне

5) Шасси

Шасси служат для обеспечения взлета, посадки, стоянки самолета и его мобильности при передвижении по земле на рулении. Во время основной части полета для уменьшения лобового сопротивления воздуха и обеспечения большей маневренности шасси обычно частично или полностью убираются в фюзеляж или крыло. В некоторых случаях, например в малой авиации, уборка шасси нецелесообразна в связи с небольшими скоростями, сложностью и весом конструкции механизмов уборки/выпуска шасси. Шасси различаются по типу конструкции стоек, расположению на самолете и по типу поверхности, для которого предназначаются шасси. Например шасси бывают с носовой или хвостовой опорой, колесные или лыжные и так далее.

Самолет Иркут МС-21 со стандартным для современной магистральной авиации трехопорным шасси с носовой опорой
Самолет Иркут МС-21 со стандартным для современной магистральной авиации трехопорным шасси с носовой опорой

Самолет Duglas DC-3 с хвостовой опорой
Самолет Duglas DC-3 с хвостовой опорой

Самолет фирмы Cessna на поплавковом шасси
Самолет фирмы Cessna на поплавковом шасси
Самолет Ан-2 на лыжном шасси
Самолет Ан-2 на лыжном шасси

И так, это были основные агрегаты самолета. Вскоре вы узнаете, что такое закрылки и предкрылки, а также, чем элерон отличается от элевона!