Напомню: зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель.
Но возвратимся к главному: что смертельно напугало группу? Вадим Брусницын, участвовавший в поисках пропавшей группы, размышляет: «Палатка – это твой дом, твоя крепость, и кто меня там вне палатки будет пугать и как пугать – я не покину свою палатку, свой дом я всегда останусь в нём. Если вдруг снаружи что-то настораживающее – я выгляну, осмотрюсь, оценю обстановку. Но не выскочу из палатки, не побегу! Поэтому все те, кто говорит: вот дятловцы побежали, а побежали они от испуга там, взрыва, какого-то там инфразвука и чёрт знает от чего – это всё ерунда, это всё сказка!»
Но ведь выскочили! Побежали! Как и почему сказка стала страшной былью?
Вряд ли смертельный ужас напал на них внутри палатки. Судя по тому, что осталась корейка, которую нарезали, ребята и девушки спокойно готовились ужинать. Значит, опасность надвинулась снаружи. Кто-то из ребят – скорее всего Рустем Слободин – вышел по малой нужде и увидел Нечто. Издал страшный крик.
Рустем Слободин.
Почему предположение, что именно Слободин покинул палатку? Когда родственники увидели его в гробу, поразились – волосы Рустема были седые. Отметим: кроме родственников никто не отметил этот факт – ни судмедэксперт, ни поисковики.
Мгновенно люди седеют от сильного нервного переживания, от смертельного ужаса. Резко поседеть в молодом возрасте можно только пережив нечто ужасное. Седина от смертельного испуга. Скорее всего, Рустем погиб одним из первых, до кедра он не дошёл, и смертельный ужас он пережил у палатки. Умирая от замерзания человек испытывает страх, но вряд ли переживает ужас. Какое жуткое явление могло так сильно испугать Рустема?
Несколько примеров из жизни – как молниеносно появляется седина.
Мальчишки перебегали через железную дорогу. Ногу одного из них зажала автоматическая стрелка. И поезд! Мальчишка стал белым в одно мгновение.
Серго Берии, сыну Лаврентия Павловича, объявили, что он приговорён к расстрелу. Выводят его на тюремный двор. Ставят у стенки. Строй солдат с винтовками. Команда «Пли!» Над головой Серго брызги осколков кирпичей. Через несколько дней он увидел себя в зеркале – волосы сплошь седые.
Поседела мать, на глазах которой погиб под грузовиком её ребёнок.
Огромная злобная собака кинулась на детей в школьном дворе. Дети в ужасе заорали, девочки верещали, как резаные. Отбивались от собаки сумками. Собака убежала. А один мальчишка не мог успокоиться – трясся. Снял шапку – чёлка седая.
Во время чеченской войны некоторые бойцы – совсем юные – возвращались домой седыми.
Так что, возможно, Рустем увидел Нечто, леденящее кровь. Увидел, и у него мгновенно поседели виски. И, скорее всего, от ужаса у него вырвался нечеловеческой крик. Ужас передался тем, кто был в палатке…
Что могло напугать Рустема Слободина? А может, кто-то напугал? А, может, всё происходило вообще не так? Вот что десятилетиями не даёт покоя исследователям трагедии группы Дятлова.
А люди в группе Дятлова бывалые, много чего повидавшие. Их не так просто напугать. Читаю дневник студентки Уральского политеха Натальи Шараниной о летнем походе по Южному Уралу. Июль 1956 года. В составе группы Игорь Дятлов и Зина Колмогорова.
Запись Натальи от 8 июля:
«Утро солнечное. Наш путь на Тюлюк, вдоль речки березняк… Идём гуськом, так как трава высокая. Равнинный луг, окружённый холмами, и вдали синеют отроги Уральского хребта. Тепло, запахи трав дурманят, птицы поют. Мечта! Утром всегда идётся легко. Вдруг сзади раздаётся страшный гул, быстро нарастающий, непонятного происхождения. Оглядываемся и застываем от неожиданности: на нас несётся табун лошадей, много, туча. Первая мысль – убежать, скрыться. Куда?
Игорь властно командует:
– Стойте! Ни с места!
Сбились в кучку, кто закрылся, кто смотрит во все глаза, молчим. Табун, лошадей тридцать, бешено несётся. На расстоянии метров пятнадцати до нас табун разбивается на два потока и, не сбавляя скорости, уносится по разным сторонам. Тихо, как будто и не было. Не все успели даже испугаться. Продолжаем молча свой путь по тропе вдоль реки, которую перешли и устроили привал».
Как видим, реакция Игоря Дятлова в опасный момент мгновенная. И разумная. Отдал команду властную, точную. А кинься студенты в панике, кто куда, – беды не избежать. Что помешало ему действовать столько же властно и точно в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года?
Другой случай – в Саянах. Рассказал Евгений Зиновьев, который учился в политехе вместе с Дятловым:
«К нам на лесную опушку, заросшую черничником, под вечер, когда ставились палатки и разжигался костёр, пожаловал большой медведь. Об этой неожиданной опасности возвестил истошный крик Юры Дорошенко. Сам он, не задумываясь, неустрашимо двинулся к зверю с геологическим молотком в руках. Мы не могли не поддержать отважного нашего товарища и с улюлюканьем: «Даёшь мишку!» дружно бросились к медведю кто с топором, кто с ножом, кто с палкой. Медведь не выдержал психической атаки и, роняя пропущенные через себя черничные лепёшки, спешно ретировался. Юра Дорошенко недолго преследовал зверя, но возвращался к стоянке с видом победителя, смелым, отважным переборовшим страх, человеком».
Что помешало Юрию Дорошенко проявить смелость, отвагу бесстрашие в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года? Или он проявил, но обстоятельства были выше его отваги?
А Семён Золотарёв? Он же фронтовик, на войне много чего видел. Уже одно то, что он участвовал в Сталинградской битве, говорит, что человек прошёл через нечеловеческий ужас. И дальше воевал с отвагой. Вот как командир полка подполковник Мухин в наградном листе на представление Золотарёва к ордену Красной Звезды описывает его подвиг:
«Старший сержант Золотарёв С.А. под артиллерийским и миномётным огнём противника перевозил с расчётом 9 человек в ночь с 21 на 22 апреля 1945 года понтоны с верхним строением на один 50-тонный паром. Прибыв на место сборки парома, т. Золотарёв быстро и умело стал собирать паром. Противник начал обстреливать это место из орудий, миномётов и пулемётов. Был ранен один боец, но старший сержант Золотарёв не прекратил работу, а сам занял место вышедшего из строя бойца и своим примером бесстрашия воодушевлял бойцов на скорейшее выполнение задания. Этим же снарядом было перебито два прогона и настил. В метрах 300 в болоте лежало верхнее строение от разбитого парома, тогда т. Золотарёв по пояс в воде дошёл до него…»
Золотарёв не раз видел смерть в лицо. Неужели и он, прошедший ад войны, впал от ужаса в ступор? Командир полка пишет: «…своим примером бесстрашия воодушевлял бойцов на скорейшее выполнение задания». Что помешало Золотарёву проявить пример бесстрашия в трагическую ночь? Воодушевить других?
Сестра Слободина особо отмечает: паника и Рустем несовместимы. Значит, им угрожало нечто такое, что вызвало панику даже у Рустема?
Владислав Карелин считает: «Таких людей, какие были в группе Дятлова, могло напугать необыкновеннейшее явление, из ряда вон выходящее. Свист ветра, шум, небесное явление, даже одиночный выстрел их напугать не мог… Испугать группу Дятлова могла лишь вооружённая группа людей не менее 10 человек».
Но следов посторонних, которые не менее 10, возле палатки не обнаружено.