Найти в Дзене
Нужен Фотоотчет

Как сухумские армяне стали сочинскими

В августе 1992 года в маленькой многонациональной Абхазии началась  грузино-абхазская война, а мы армяне... Это было похоже на развод в коммунальной квартире. Разводились не мы, но активное участие во всем принимали. Об этом как-нибудь позже. Около половины всех армян по результатам этих событий уехали из Абхазии. Мы особо не думали куда переезжать, большинство уехавших амшенских армян Абхазии оказались в Сочи и других городах Краснодарского края. Во-первых, Краснодарский край близок от Абхазии и был всем хорошо знаком, опять же легко и быстро добираться. Во-вторых, у абсолютного большинства имелись там родственники, порою дальние, что не спасло их жилища от временного уплотнения. И, в-третьих, на мой взгляд,  это самая главная причина, в Краснодарском крае есть море, да ещё тоже самое, что и в Абхазии. Амшенские армяне привыкли видеть его из окон своих домов, или на худой конец с вершины ближайшей от места их проживания горы. Значительная часть сухумских армян осела в Адлере. Во мн

В августе 1992 года в маленькой многонациональной Абхазии началась  грузино-абхазская война, а мы армяне...

Это было похоже на развод в коммунальной квартире. Разводились не мы, но активное участие во всем принимали. Об этом как-нибудь позже.

Около половины всех армян по результатам этих событий уехали из Абхазии. Мы особо не думали куда переезжать, большинство уехавших амшенских армян Абхазии оказались в Сочи и других городах Краснодарского края.

Во-первых, Краснодарский край близок от Абхазии и был всем хорошо знаком, опять же легко и быстро добираться. Во-вторых, у абсолютного большинства имелись там родственники, порою дальние, что не спасло их жилища от временного уплотнения. И, в-третьих, на мой взгляд,  это самая главная причина, в Краснодарском крае есть море, да ещё тоже самое, что и в Абхазии. Амшенские армяне привыкли видеть его из окон своих домов, или на худой конец с вершины ближайшей от места их проживания горы.

Значительная часть сухумских армян осела в Адлере. Во многом, это стало возможным благодаря Азату Казаровичу Асатурову, который являясь тогда главой местной администрации, выделял земли бывших колхозов и совхозов беженцам из Абхазии.

Несколько семей  купили участки на горе напротив Адлерского курортного городка, в местечке с причудливым названием – 1-ое отделение совхоза «Цитрусовый», или более упрощённый вариант – на улице Цитрусовой. Где находятся другие отделения совхоза «Цитрусовый» не знает, наверное, никто, включая самого старого агронома Адлера. Да и самих цитрусов на горе не помнят. В девяностые годы с «морского» склона росли орешники, с «горного» фейхоа. По словам старожил, ещё раньше там были сады персиков, которые разворотил смерч в годах 60-ых.

Очень быстро про Цитрусовую разузнали другие бывшие жители Абхазии, и к началу 2000-х она превратилась в посёлок с населением процентов на 90 состоящем из амшенских семей. Так появлялись дома «лабраци Аведа» или «эшерцы Вазгена», старшее поколение по привычке к имени соседей добавляет место их прежнего проживания в Абхазии.

Была у этой улицы одна особенность – произвольная нумерация домов, рядом с 48 домом на этой же стороне располагался дом 49, а следующим был уже 93. 121 дом был ближе к 11, чем 15.

Но «лихие 90-е» закончились и на Цитрусовой, как и во всей стране решили выстроить вертикаль – в случае с улицей это означало, чем выше дом над уровнем моря, тем «больше» номер дома.

Ну и самое главное «Цитрусовую» переименовали. Чиновники проявили креатив, и теперь улица, где из десяти домов девять армянские называется «Православной».

Систематизацию нумерации домов пролоббировали таксисты, водители «Скорой помощи» и почтальоны. А вот кто заинтересован в переименовании улицы я не знаю.

- Я армянин и мне нравится Стамбул.

- Какой народ в Сочи коренной? - Никакой.

Подписывайтесь на канал