Найти тему
Музейные истории

Вприкуску и внакладку. Особенности российского чаепития в старину

Фрагмент картины Б. Кустодиева "Купчиха за чаем", 1918 г.
Фрагмент картины Б. Кустодиева "Купчиха за чаем", 1918 г.

Еще век с небольшим назад столь прозаичный для нас процесс чаепития (залил кипятком пакетик в кружке, и готово) предполагал исполнение целого ритуала с использованием предметов, давно ушедших из нашего быта. Государственный исторический музей Южного Урала бережно хранит эти предметы и сегодня поможет нам узнать некоторые не очевидные факты о чаепитии в старину.

Начнем, пожалуй, с самоваров. Без самовара чай был не чай по крайней мере до конца XIX века, когда в городские гостиные и столовые стали потихоньку проникать спиртовые чайники. Самовар полагалось иметь каждой семье, так что продавались они в огромных количествах. И самыми желанными были, конечно, самовары тульские: это был эталон. Продукция известных тульских фабрик гордо носила на себе изображения медалей и клейма поставщиков монарших дворов. Яркий пример — самовары «Товарищества торгового дома братьев Шемариных».

-2

Если приглядеться, на тулове и крышке можно прочесть клейма «ПОСТАВЩ. Д. ЕГО ИМПЕР. ВЕЛИЧ. ШАХА ПЕРСИДСКАГО».

-3

Да-да, не куда-нибудь, а в Персию экспортировали свой товар братья Шемарины. Самовары стали там настолько популярны, что постепенно персы освоили выпуск собственных самоваров на основе тульских и производят их до сих пор!

Те, кто не мог позволить себе относительно дорогой тульский самовар, обращали взор в сторону менее раскрученных брендов. Благо, и там было из чего выбрать. Самыми интересными нам кажутся уральские самовары родом из Суксуна Пермской губернии. В отличие от заводских тульских, суксунские самовары производились кустарно. И зачастую «косили» под тульские. Как этот:

-4

На крышке, тулове и основании самовара можно найти изображения с профилем императора Николая II, клейма «ПО ЗАКАЗУ» и «ПРИДЕЛКА В ТУЛЕ», а также несколько не существующих в реальности медалей.

-5

Кстати, купить качественный и дорогой самовар можно было не только в Туле. Вот образец прекрасно декорированного посеребренного самовара начала XX века производства варшавской фабрики «Иосиф Фраже».

Фабрика «Фраже» славилась и другими своими посеребренными изделиями. В фондах Исторического музея Южного Урала есть, к примеру, вот такие симпатичные подстаканники:

Еще один крайне необходимый в старину для вкусного чаепития предмет выглядел так:

Это сахароколка. Напомним, что в то время самой распространенной формой фасовки сахара была голова. Чтобы раздробить такую голову, требовался специальный инструмент. В данном случае сахароколка пристроена к ящику, где в безопасности, под замком, хранился расколотый сахар. Очень удобно.

Во время чаепития колотый сахар брали из вазы специальными щипцами, примерно такими:

-9

Правда, некоторые куски получались слишком большими для непосредственного употребления, поэтому, чтобы дробить их, за столом полагалось иметь еще и вот такие щипцы:

-10

Щипцы могли быть комбинированными: ими можно было и взять понравившийся кусок, и расколоть его.

-11

Для других сладостей предназначались специальные щипчики. Часто их клали прямо в коробочки с монпансье. Как, например, эти щипцы производства фабрики «Абрикосова/Сыновей».

-12

А какие малоизвестные особенности чаепития в старину знаете вы? Пишите в комментариях.

chelmuseum.ru