Когда мы отдавали ребенка в музыкальную школу, то искренне надеялись на то, что он будет получать радость от занятий музыкой. Ведь это так здорово уметь играть на музыкальном инструменте и петь! Мы мечтали, что он сможет собираться с друзьями и сочинять музыку, исполнять и записывать песни, а потом, возможно, создаст собственную музыкальную группу.
Мы были изначально готовы к тому, что нужно выполнять домашнее задание, ответственно относиться ко всем требованиям, поэтому старались помогать ребенку. Но что мы можем? Повезло, конечно, детям, у кого родители музыканты. А мы об этих всех до, ре, ми ничего ведь не знаем.
И вот, однажды, приходит к нам наш ребенок и заявляет: "мам, пап, ну я больше так не могу... не хочу... не буду". Конечно, мы понимаем, что это может быть обычный каприз. Ведь уроки иногда тоже совсем не хочется делать. Но дальше только хуже. Заниматься дома приходится заставлять, с музыкальной школы ребенок возвращается с плохим настроением, ни о какой радости речи вообще нет. А ведь жалко, что столько лет этому отдали, столько времени потратили.
Но у него же был интерес раньше, в первый год... Что случилось? Почему пропал интерес? Стоит ли бросать музыкальную школу? Чем мы можем ему помочь? А может у него просто нет таланта? Ведь не всем дано учиться музыке.
Давайте попробуем разобраться. На самом деле существует множество причин потери интереса к музицированию. Но когда музыка больше не приносят никакой радости и удовольствия, в первую очередь мы должны задуматься о том, чтобы прекратить занятия.
Почему так происходит? Разберем самые распространенные причины
1. Завышенные требования
Возможно, к вашему ребенку предъявляются завышенные требования. Это случается потому, что существуют определенные программы, по которым нужно учиться, отсутствует индивидуальный подход к обучению. Проще говоря, все дети должны выучить конкретно количество произведений и упражнений на определенном этапе обучения. Да и сложность их должна соответствовать году обучения. А если ребенок всё осваивает успешно, но в своем, в медленном темпе? Преподаватели об этом слышать не хотят. И у них на это есть свои причины.
2. Несовпадение целей преподавателя, ребенка и родителей
Вы отдали ребенка заниматься для того, чтобы он развивался и получал удовольствие. А из него делают профессионального музыканта. И как бы вы ни старались объяснить, что пришли заниматься "для себя", всё равно вас не слышат и гнут свою линию, объясняя, что на музыкальном инструменте можно научиться играть только пройдя все этюды Ф. Листа и сонаты Л. Бетховена, а современная музыка - это не музыка вовсе.
3. Слабое желание ребенка или цель достигнута
Когда ребенок хочет научиться играть на фортепиано, это не означает, что он до конца понимает, чем ему придется заниматься. Часто, это всего лишь желание хаотично нажимать клавиши и слышать звук, реже играть определенную мелодию. В обоих случаях ребенку потребуется всего несколько занятий для удовлетворения своих потребностей.
Поэтому важно заранее познакомить его со всеми преимуществами музыкальных занятий. Желательно, ещё до поступления в музыкальную школу посещать вместе с ним детские концерты, где рассказывают о музыкальных инструментах, исполнителях и композиторах. Старайтесь при этом расспрашивать его о том, что ему запомнилось, какой музыкальный инструмент ему больше понравился. Ребенку стоит объяснить, что исполнители много занимались, долго учились для того, чтобы так хорошо играть.
4. Отсутствие самостоятельности
Некоторые дети не умеют заниматься самостоятельно. Без подсказки со стороны они не могут сделать уроки, придумать во что поиграть, какой мультик посмотреть. Обычно родители именно таких детей восклицают: "я ведь не музыкант и ничего в этом не понимаю! как я могу ребенку помочь?" Ответ прост. Самая большая помощь - это приучить его к самостоятельности и организовать режим домашних занятий.
С преподавателем ребенок проводит всего лишь пару часов в неделю, за которые почти невозможно освоить игру на музыкальном инструменте. Для достижения цели необходимо заниматься ежедневно. Когда ребенок что-то делает самостоятельно, только тогда у него начинает получаться.
5. Большая нагрузка
Современные дети перегружены высокими требованиями общеобразовательной школы, большим количеством кружков, обязанностями по дому, заботой о младших братьях и сестрах, заботой о домашних животных. Родители должны понимать, что музыкальные занятия отнимают огромное количество времени и сил. Поэтому следует скорректировать нагрузку ребенка. Возможно, какие-то дополнительные занятия отложить. Ведь вы сами себя не будете помимо работы в один и тот же год нагружать и походами в фитнес-клуб, и кулинарными курсами, и изучением иностранного языка, и освоением игры на музыкальном инструменте. А для детей почему-то выбираете такой режим.
6. Конфликт между хочу и могу
Современные дети не привыкли долго сидеть и выполнять одно и то же действие, решать одну и ту же задачу. Музыкальные занятия требуют повышенной концентрации внимания и многократного повторения одних и тех же действий. Бывает, что ребенок хочет научиться играть мелодию сегодня и сейчас, а у него длительное время ничего не получается. Появляется конфликт между могу и хочу. Ребенок теряет интерес к занятиям, у него появляется ощущение, что он ничего не может, и что это слишком сложно, портится настроение. Такое состояние требует поддержки со стороны родителей и преподавателя, длительных разговоров, напоминания о цели и предыдущих успехах.
Причин потери желания заниматься музыкой существует гораздо больше. Здесь перечислены лишь основные. В любом случае нужно обязательно разобраться в чем дело, прежде чем всё бросать.
Если вам понравилась статья, то не забудьте подписаться. Впереди будет много интересного о музыке, музыкантах и музыкальных занятиях. Всем добра.