Вот уже две недели вузы России в режиме ошпаренной кошки пытаются перевести обучение в онлайн-формат. А ведь нас предупреждали!
Идеологи цифровизации давно уже ратуют за «селекцию профессорско-преподавательского состава» и перевод обучения из аудитории в компьютерную "резервацию". Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов даже заявил: «это лучше, чем дать учащимся прослушать курс местного доцента». Давно уже понятно, что у руководства ВШЭ «из святого – только аппетит!», но только мне показалось, что эти слова Кузьминова попахивают сегрегацией и педагогическим фашизмом?
Во имя святой цели аккумуляции образования в крепеньких руках нескольких приближенных к телу вузах, у первокурсников Инженерной школы Дальневосточного федерального университета лекции по высшей математике перевели в онлайн и «отдали» лектору из МГУ! Многочисленные жалобы и петиция ректору от 457 студентов не возымели успеха. А ведь этих ребят готовят на космодром Восточный и завод "Звезда"! Кто ответит за «заочную» подготовку инженеров и допустит их к ремонту подводных лодок?
Я. Кузьминов на «Территории смыслов» (16.07.2019) с очень самодовольным видом изрек (время 1:09:00), что посещаемость лекций студентами 2-4 курса составляет в среднем всего 15%. «Коэффициент полезного действия у таких лекций даже в "Вышке" низкий. Это никому не нужно, это профанация». Трудно сказать, откуда такие неутешительные данные – может, он проболтался и случайно сказал правду о качестве учебы в Вышке и что там на лекции особо и не ходят? А вот ко мне на вечернюю лекцию (в пятницу, Карл!, в 20.05!) по «Педагогике и психологии высшей школы» магистранты 1 курса факультета авиационных двигателей приходили практически в полном составе! И не потому, что я их отмечала, а потому что интересно! На хороших лекциях грамотных преподавателей посещаемость всегда высокая и ходят на такие занятия не за «галочкой», а за знаниями.
И, кстати, интересно: наши по-старинке подготовленные инженеры-технари-математики-физики все еще почему-то востребованы на западе, а вот наши современно и прозападно подготовленные экономисты-финансисты-социологи-политологи и т.д. туда не допускаются – они должны оставаться здесь и продолжать разрушать недоразваленное!
Зато зарплаты с подачи либеральных идеологов устанавливаются так: инженерам - прожиточный минимум, а всяким болтунам - выше в разЫ...
Но, бывают же совпадения! За полтора месяца до вузовского карантина по коронавирусу, 28 января в издательстве "Юрайт" прошел вебинар "Онлайн-образование глазами студентов" (запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=9IxH00xDFgo&t=93s )
Материал вебинара полностью основан на ответах магистрантов и аспирантов Уфимского авиационного университета об онлайн-обучении. У нас умнющая молодежь - они прекрасно видят, к чему все идет. Они отлично понимают и плюсы, и минусы онлайн-обучения. И самое главное - они НЕ ХОТЯТ из аудиторий перемещаться на диван с планшетом!
Выводы наших ребят:
1. Самый главный недостаток онлайн-обучения - оно еще «сырое».
2. Техническое, естественно-научное и медицинское образование должно оставаться классическим.
3. Нельзя отказываться от классического обучения - онлайн-обучение должно быть только дополнением к нему.
4. Главные апологеты и пропагандисты ОО – столичные вузы, специализирующиеся не на технических, а на экономических и социо-психологических направлениях. Технические дисциплины гораздо сложнее переводить в онлайн: им нужны лаборатории, испытательные стенды, разнообразное и дорогостоящее оборудование (сварочное, литейное и пр.). У них насыщенный и наукоемкий контент и, что самое главное, – жесткие однозначные требования к выходному контролю знаний.
5. Онлайн-обучение в «чистом виде» стоит применять только в том случае, когда у человека это единственная возможность получить образование.
6. Первое послешкольное обучение (СПО или ВО) необходимо получать только в «классическом» формате.
7. Необходимо проверять и реально подтверждать «квалификацию» людей, прошедших онлайн-обучение.
В итоге за полновесное онлайн-обучение выступили только 7% опрошенных магистрантов и 2% аспирантов.
Вебинар "Онлайн-образование глазами студентов" прослушали 5843 педагога из России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Украины. В записи (https://www.youtube.com/watch?v=9IxH00xDFgo&t=93s ) есть чат с многочисленными отзывами преподавателей:
- Как оказывается, преподаватели и студенты хотят одного и того же!
- Наши студенты (3 курс) практически все для своих детей выбрали даже не смешанный тип обучения, а обучение с обязательным посещением занятий!!!
- Мнение Ваших студентов совпадает с мнением наших студентов и преподавателей. Мы это часто обсуждаем.
- К сожалению, качества образования не будет, пока мы будем оказывать образовательные услуги.
В преддверии Дня учителя 2019 года ключевые тренды для российских университетов в ближайшие 5-10 лет отлично и недвусмысленно объяснил Дмитрий Песков: первый сценарий «можно назвать «каннибалистическим». Это сценарий, при котором несколько ведущих университетов создают онлайн-платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. Он такой, крайне неприятный». А второй путь выживания университета – это цифровые платформы и цифровизация: все университеты создают свои МООК и провинциальные вузы начинают яростно конкурировать уже между собой. Но результат прежний: мы избавляемся от местных очагов науки и культуры.
Д. Песков четко указал, кто выживет в новом мире. И это точно не провинциальные вузы...
И кстати, все реформаторы, ратующие за онлайн и порицающие наше «устаревшее» и образование, свои базовые знания (на которые они почему-то не жалуются!) получили именно в традиционном «совковом» формате.
В заключение приведу слова аспиранта (направление подготовки «Электро- и теплотехника»): «Если для мотивированных студентов онлайн-обучение будет подспорьем, то для студентов ленивых и нерадивых, которые все привыкли делать из-под палки, а также для отстающих, такое образование будет тормозом. Другими словами: умные от онлайн-курсов поумнеют, ленивые – обленятся, отстающие и не понимающие материал – совсем запутаются и отстанут по предмету. Я за классическую форму обучения!»
Если понравилось – поддержите мои старания лайком )), если очень понравилось – подпиской )))
Еще статьи:
Позитивный террор толерантности
О Дженифер Псаки замолвите слово…
Театральные потуги: а король-то, голый!
Психологуру, психологейши, психолограбли…
Интернет-сектанство: как средство связи становится способом изоляции
Не спешите нас хоронить! (история России глазами поколения Х в трех частях и с саундтреком)