Лесная отрасль Хакасии, о серьезных проблемах внутри которой говорилось несколько последних лет, встала на путь радикальной реформы.
В течение ближайших лет новое руководство министерства природных ресурсов и экологии в лице министра Сергея Арехова и руководителя автономного учреждения «Леса Хакасии» Данила Королева намерено сделать все, чтобы о тайге республики перестали говорить в «криминальных» тонах. А сама она стала бы источником серьезных финансовых поступлений в бюджет, а для тысяч жителей региона — местом престижной работы и источником благополучия и процветания.
Об этом Сергей Арехов и Данил Королев заявили в ходе состоявшегося накануне в редакции 19rus.info большого интервью. Республиканские чиновники долго и подробно объясняли, что представляют собой уже начавшиеся в лесном хозяйстве Хакасии фундаментальные преобразования, на которые они вынуждены были пойти по очень многими причинами.
Что на сегодняшний день происходит с автономными учреждениями республики, отвечающими за состояние лесов? Кто довел «аушки» до такого состояния? Насколько криминальна сейчас лесная отрасль Хакасии? Готова ли она к пожароопасному сезону? Что предполагается сделать, чтобы улучшить ситуацию в лесной отрасли? Какова на данный момент ситуация с ветровалом в Хакасии? Эти и другие вопросы в ходе интервью прозвучали.
И ответы на эти вопросы были получены.
Вот лишь некоторые из них.
О создании автономного учреждения «Леса Хакасии»
«Необходимость создания АУ «Леса Хакасии» была обусловлена желанием возродить лесную отрасль республики, стабилизировать в ней обстановку, а как программа-максимум — сохранить в отрасли рабочие места, а впоследствии их приумножить. В кризис все объединяется. Поэтому, проанализировав итоги работы за год наших автономных учреждений, мы пришли к выводу об объединении, другого выхода не было.
На сегодняшний день материально-техническая база АУ настолько изношена, что каждое из реформируемых учреждений в отдельности не могло в полной мере выполнять государственное задание. Поэтому было взвешенное управленческое решение — создавать объединенное АУ, развивать отрасль.
В соседних с Хакасией регионах поступили или уже поступают точно также».
О критиках минприроды и других псевдоэкспертах в лесной отрасли
«Было бы хорошо, если бы критики работы отрасли чуть больше вникали в работу автономных учреждений — их финансовое состояние, когда оно возникло, почему, насколько изношены фонды. Ну и в крайнем случае хотя бы раз побывали в этих АУ. И побеседовали бы с их руководителями, рядовыми работниками, тогда критика была бы более конструктивной.
Воспользоваться хорошо продуманными, проработанными советами этих критиков было бы можно, все рады. Но вот в министерство таких конструкций, которые позволили бы выйти из кризиса, не поступало».
«И еще о псевдоэкспертах. Сейчас в СМИ идет какая-то спекуляция на эту тему, подмена понятий».
О том, как все было плохо
«Несколько слов о том, что творилось в автономных учреждениях. Действия предыдущего руководства с последующей реакцией фискальных органов свели к нулю деятельность предприятия. Были заблокированы счета в казначействе и коммерческих банках, деньги можно было брать только на зарплату.
Поэтому и встал жесткий вопрос вообще о судьбе этих предприятий».
О том, как все будет
«Мы создадим различные структурные подразделения. По максимуму постараемся сохранить персонал. Задачи попрощаться с тем персоналом, который сейчас тут работает, нет. Лучше и опытнее тех людей, что работают сейчас в лесу, в республике нет. Задача стоит найти те ниши, которые будут для той или иной территории наиболее прибыльны.
Еще одна задача, которая поставлена, — зайти в глубокую переработку древесины, чтобы вся продукция АУ оставалась здесь, в регионе. Сейчас непонятно, почему то, что производится в АУ, не интегрировано в экономику республики, лес вывозится в Азию. Поэтому стоит задача создать в Абакане некий хаб, в котором будет аккумулироваться весь пиломатериал — и зайти на этот рынок. Еще одна огромная ниша для улучшения — лесовосстановление. В Хакасии 7 питомников, которые в лучшем случае загружены на 10-20%».
О криминале в лесной отрасли Хакасии
«Не будем утверждать, что лесная отрасль Хакасии декриминализирована. Но за год с небольшим работы в этой отрасли произошли существенные изменения. Она стала более открыта, торги стали более конкурентноспособными. Те лесопользователи, которые категорически не приняли новые реалии, покидают эту отрасль. Тем, кто готов работать «в светлую», развивать рабочие места и помогать экономике Хакасии, мы всегда помогаем. И идем навстречу.
Аудит отрасли не завершался, он продолжается. Конечно, уголовные дела еще будут — мы большую часть проверок в прошлом году проводили за 2016-2017 годы, а 2018 год у нас еще впереди. И очевидно, что нарушения будут выявляться».
О готовности республики к лесным пожарам
«Автономные учреждения лесного хозяйства Хакасии к прохождению пожароопасного сезона готовы — не хуже, чем год или два назад. Деньги и техника до них доведены, все отремонтировано, получено огромное количество новой техники, остатки мы еще раздадим до конца недели. Есть контакт с МЧС, войсковыми частями и работающими в тайге золотодобывающими компаниями, с лесопользователями, с Авиалесоохраной, все будут помогать. Мы сделаем все».
«Люди хотят работать, у людей горят глаза. Но мы честно сказали, что легко не будет».
О ветровале в Хакасии и позиции Москвы
«Теперь о ветровале в Хакасии. Не забываем, что леса, которыми мы тут управляем, находятся в федеральной собственности. Поэтому хозяин этого леса — Российская Федерация. Вопрос очень трудный и серьезный, там есть и юридические проблемы, и финансовые.
Гости (чиновники федерального уровня) к нам приехали. По их мнению, ситуация не выглядит для них какой-либо проблемной. Мы с этой позицией не соглашаемся. Есть две проблемы — когда этот ветровал высохнет, возникнет пожароопасная ситуация. Вторая проблема не менее опасная: этот ветровал может стать очагом болезней и вредителей. И это будет очень большой очаг, который, если ситуация начнет выходить из-под контроля, тогда гибель лесов может перекрыть любые пожары. И нельзя этого недооценивать!
Будем до последнего на всех уровнях эту ситуацию обсуждать, угаснуть мы ей не дадим. Пока не будет принято правильное и нужное для республики решение. Также нужно сказать, что первой важности мероприятия по ветровалу мы все-таки проработали, будут к началу пожароопасного сезона проведены и другие, чтобы успокоить людей, живущих в непосредственной близости от ветровала, в населенных пунктах».
Подробности в видеосюжете.