Найти тему
Жанна Морозова

Второе дыхание. Как учителю сформировать предметный и метапредметный результаты в учебно – воспитательном процессе? (Часть 77)

Обязательный образовательный результат в условиях ФГОС   Источник:  Яндекс картинки
Обязательный образовательный результат в условиях ФГОС Источник: Яндекс картинки

Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. Основной темой канала остаётся подготовка учителей к новой модели аттестации в рамках НСУР (национальной системы учительского роста) на основе ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов)

Кроме вопросов, касающихся новой модели аттестации наших педагогов в ближайшем обозримом будущем будет реализовано много других инновационных процессов касающихся образования в целом. В частности – это работа педагога на основе профессионального стандарта, а также вступление в силу ФГОС третьего поколения с сентября 2021 года

На самом деле их очень и очень много, но очевидно, что далеко не все они напрямую касаются именно учителя. Я в свою очередь буду стараться как можно меньше обращаться к нормативным документам глобального характера. Тем не менее, такие документы, как ФГОС третьего поколения, профессиональный стандарт учителя, национальную систему учительского роста придётся периодически рассматривать и анализировать по мере необходимости

То, о чём сегодня крайне важно говорить практически каждый день, это необходимость и обязательство каждого из учителей в ходе учебно – воспитательного процесса формировать как предметные, так и метапредметные результаты (УУД)

Имеют прямое отношение к каждому предмету   Источник:  Яндекс картинки
Имеют прямое отношение к каждому предмету Источник: Яндекс картинки

Как такое возможно одновременно, спросите Вы? Возможно, при условии, что акцент с глубокого пояснения учебного материала учитель перенесёт на активное взаимодействие с детьми в виде коротких разъяснительных бесед, кратковременных практических работ, выполняемых детьми по ходу учебного процесса с постоянными комментариями педагога и практически постоянной рефлексией со стороны детей. Большинство учителей уже давно внесли в планы своих уроков такой элемент, как рефлексия. Этот элемент считается инновационным. Но рефлексия должна присутствовать у каждого ребёнка постоянно.

Чтобы это происходило, учителю нужно очень быстро и часто изменять виды выполняемых учебных работ на уроке. Некоторые учителя скажут, некогда на уроке всякой ерундой заниматься, надо учебную программу выполнять. Беда в том, что мы её в любом случае давно уже не выполняем. Имеется в виду, по отношению ко всем, без исключения детям (как написано в профессиональном стандарте – одарённые, дети с ОВЗ, дети, для которых русский язык не является родным). Понимаю замешательство многих, но повторюсь, это требование профессионального стандарта учителя

Индивидуальный подход  обязателен       Источник:  Яндекс картинки
Индивидуальный подход обязателен Источник: Яндекс картинки

Для чего всё это нужно? Использовать в совокупности максимум приёмов, техник и методик непосредственно на самом уроке. Согласно психологическим исследованиям (80-е годы прошлого века), ученик максимум может сосредоточиться на любой учебной задаче в течение 10 минут. Здесь старшие школьники тоже имеются ввиду. И если, к примеру, урок усвоения нового материала предусматривает трансляцию учителем новой информации в течение 20-ти минут, то кто либо из обучающихся внимательно Вас выслушает первые 10 минут, а кто-то наоборот, вторые 10 минут

У младших школьников это время восприятия ещё меньше, следовательно, даже в рамках усвоения нового учебного материала не желательно вести объяснение новой темы более 10-ти минут. Какое это имеет отношение к интеграции предметного и метапредметного результата. Самое прямое. Если учитель в своей работе будет учитывать то, что первично у ребёнка идёт восприятие информации – это то, о чём мы говорим будет знать. А как педагог поймёт, что основная часть детей новый материал освоила (а иначе не достигнута дидактическая/учебная цель урока)? Только по их поведению

Разделение усвоения материала предметного, затем метапредметного происходит именно таким образом. Пока ученик слушает и воспринимает, записывает и решает – это идёт восприятие и освоение нового предметного материала. Объяснение с комментариями закончено. Ученики получают новые задания или все вместе решают поставленную перед ними задачу, проявляя при этом все свои имеющиеся чувства и эмоции. Просто дети этого по другому делать не умеют. Именно в таких процессах и рождаются лидеры, исполнители, активные участники, а может быть и сачки, которые всегда отсиживаются при работе в группах, стараясь чтобы их не заметили. Эти дети однозначно материал не освоили, по крайней мере с первого раза

Именно эта закономерность и последовательность позволяет нам говорить о том, насколько и как глубоко Вася или Петя владеют учебным материалом. Мы судим об этом, благодаря их поведенческому аспекту. И постепенно, с течением времени это превращается в устойчивые вредные или полезные привычки. В своих следующих статьях я буду конкретно на примере содержания предмета физики пояснять, где проходит водораздел освоения результата предметного с метапредметным, формируемым в виде УУД всех видов, включая личностный результат

Новые формулировки во ФГОС третьего поколения в части проверок освоения содержания предмета в рамках промежуточной и итоговой аттестаций сегодня в себя включают оба этих результата. И если освоение предметных результатов не изменит процедуру проверок, поскольку это и есть все ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, то освоение метапредметного результата практически все относят к выполнению индивидуальных проектов и ученических исследований с их последующей защитой

Безусловно – это правильный подход, но выполнение проекта и без того прописано в обязательном порядке, как во ФГОС ООО, так и во ФГОС СОО. Но не по каждому предмету ученик выполняет проект, да и не нужно этого совсем. А вот результат метапредметный обязан формировать каждый учитель. И желательно, чтобы тот, кто его проверяет внутри самой организации, мог заранее увидеть и убедиться, что этот результат на уроке запланирован. Эта запись должна присутствовать в плане урока или в технологической карте как отдельный результат, причём по всем видам УУД

Вот несколько кратких примеров, касаемо формирования УУД на уроках. Главные элементы при формировании метапредметного результата или УУД, что совершенно идентично, это все те действия ученика, когда речь заходит о выполнении им любого самостоятельного действия, на уроке, или вне его. В зависимости от содержания предмета будет всегда актуальна методика использования учебной задачи, когда понятие «Я» противопоставлено чему либо. Примеры: «Я и общество», «Я и наука», «Я и познание», «Я и природа» и др.

Есть и такое название урока     Источник:  Яндекс картинки
Есть и такое название урока Источник: Яндекс картинки

Любые творческие задания или к примеру, мысленное воспроизведение такой учебной задачи с последующей краткой записью и дальнейшим оглашением результата перед классом позволяет получить несколько учебных эффектов - рефлексию, коммуникации, публичность донесения собственной мысли и др. По мере освоения любой учебной темы на первых уроках усвоения нового, начинать работу на уроке нужно с детьми экстравертами, то есть с теми, которые очень мало могут находиться в спокойном состоянии и безо всяких проблем расскажут Вам обо всём

По мере продвижения освоения материала вглубь учебной темы, можно начинать давать подобные задания детям интровертам, про которых говорят, что из них слова не вытянешь. Если обстановка на уроке располагает к рассуждениям, то ещё как вытянешь. В конце урока можно некоторым из них предложить подвести итоги урока, для некоторых из них - провести самооценку тех событий/моментов, которые коснулись его на уроке лично (собирал схему, делал макет и др.). И всё это будет относиться к элементам рефлексии

Рефлексия должна быть постоянно      Источник:   Яндекс картинки
Рефлексия должна быть постоянно Источник: Яндекс картинки

Если учитель будет практиковать это попеременно для каждого ученика и сильного и слабого, то они очень скоро к этому привыкнут. Педагогом на уроке должна быть соблюдена соответствующая логическая цепочка событий: формулирование цели (сам начинает, дети продолжают), учёт учебных мотивов (небольшая интрига, которая вызовет интерес, или как её называют - ПРОБЛЕМА), краткий прогноз – бонус, а что получим на выходе, если всё расставим по полочкам, ресурсы – средства, позволяющие достичь этих целей, контроль происходящего – как констатация факта, усвоили или нет, и наконец объективное оценивание на выходе

Использование таких кратких техник на уроке, как: найдите ошибку, найдите информацию, приведите примеры из личного опыта, составьте план или алгоритм, проверьте друг друга, отгадайте загадку, составьте кроссворд, отредактируйте текст и др., заставят детей постоянно находиться в тонусе в течение всего урока. Именно эти промежуточные элементы на уроке позволят в дальнейшем сформировать как предметные, так и метапредметные образовательные результаты, но применимо к конкретному содержанию конкретного предмета

В заключение этой статьи нужно отметить, что у нас есть ещё основополагающий национальный проект «Образование», который в общей сложности включает в себя более 10-ти федеральных проектов. Об этом я расскажу в своей следующей статье, а также расскажу о том, как в подобного рода документах представлена интеграция предметных и метапредметных результатов, которые каждый педагог должен получить при изучении своего предмета и во внеурочной деятельности. СПАСИБО. Продолжение следует

Символ канала     Источник:  Яндекс картинки
Символ канала Источник: Яндекс картинки

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ