Заметки пессимиста
Коронавирус сейчас везде, это, возможно, самый масштабный на сегодняшний день инфоповод в истории человечества. Как еще говорят «инфодемия», которая поразила уже гораздо больше людей, чем собственно сам вирус. И еще не известно, что окажет большее воздействие на человечество. Уверяю вас, что уже скоро просторы интернета заполняться десятками производных тем. Тут и там будут писать про то, как карантин и «удаленка» изменили облик мировой экономики, как тысячи и миллионы человек открыли для себя новый образ жизни с работой из дома. Кто-то будет радоваться этой новой возможности стать массово фрилансерами, кто-то будет напротив – сокрушаться, что «работники обленились», а «детей не заставишь вернуться обратно за парту».
Да, именно так, уважаемые издания и никому неизвестные блогеры будут писать про невероятные истории успеха новой волны «удаленных предпринимателей», этаких «карантинных стартаперах», которые от вынужденного скучного сидения дома запустили бизнес «с дивана».
К этому можно будет отнестись по-разному, но точно можно сказать, что предприимчивые люди были, есть и будут, и вирус им не помеха, а скорее катализатор к открытию чего-то нового. Думаю, что большинство будет из развитых в экономическом плане регионов, особенно из США.
Все это прелюдия была к основной мысли.
Вот сейчас по всему миру страны все больше закручивают гайки и вводят ограничительные меры для противодействия распространению вируса. Вот тут есть интересная статья NY Times о том, как коронавирус может «сокрушить» США без срочных мер: самоизоляция, карантин, запреты и штрафы на перемещения и собрания более Х человек, и все такое прочее.
Для любого здравомыслящего человека выбор очевиден, когда речь идет о мерах против пандемии или мерах по поддержке экономики. Все мы вроде бы понимаем, что в первую очередь нужно спасать людей от заражения и вероятной смерти, а уж потом думать про сохранение промышленного производства, уровня потребления, поддержке товарообмена и ценах на нефть и сырье, ведь правда!? Да, все так, но есть интересные вопросы…
А именно: будут ли выбор при такой постановке вопроса один и тот же для благополучной страны и для «развивающейся», находящейся, например, под давлением внешних санкций страны? В первой, почти наверняка, все участники рынка понимают, что самое главное – это человеческие ресурсы и их надо беречь, будут они – будет и рост экономики, развитый рынок и общество. Во второй люди – это материал, забота о которых носит второстепенный характер, уступая место геополитическим приоритетам. И такое различие приводит к тому, что в первом случае экономика сильная и запас прочности у нее на порядки больше, чем во втором. А это значит, что применение жестких мер по изоляции и ограничению перемещения людей и товаров будет иметь менее серьезные последствия для рядового обывателя, который рассуждает не %% ВВП, а реально видит, как с каждым днем он может купить на свои деньги все меньше продуктов питания, лекарств и прочих товаров первой необходимости, и у него все меньше остается на оплату ЖКУ и «ипотек».
Тут самое время вспомнить, что по оценке Всемирной организации здравоохранения летальность коронавируса составляет ~3-4%. И для развитой экономики и правового общества, имеющего большой запас прочности, резонно самоограничиться и постараться ценой %% ВВП сохранить жизни своим гражданам. Но что делать «развивающейся» стране, где стагнирующая экономика уже не первый год медленно сокращает реальные доходы населения, где люди без всякой пандемии страшатся завтрашнего дня, когда их работодатель может закрыться и работы не станет вообще? Сколько людей в такой ситуации потеряют работу, а вслед за этим они и их семьи потеряют все средства к существованию, встав на грань голодной смерти? Может ли быть в такой ситуации более правильным решение бороться с вирусом не останавливая экономику, которая и без этого «рванула» стоп-кран? Может быть правильнее принять риск заражения всех 100% населения и вместо карантина, и остановки экономики бросить все силы на поддержку врачей, чтобы встретить пик эпидемии с достаточным количеством защитных костюмов для медработников, койко-мест, аппаратов ИВЛ, машин скорой помощи и прочих средств для преодоления критической точки по числу заболевших и нуждающихся в экстренной помощи?
Возможно, это прозвучало странно, цинично и даже страшно, но кто знает сколько смертей повлечет за собой «тяжелая болезнь экономики», когда здоровым людям некому будет помочь, потому что ни работы, ни денег у них не будет? Что останется им в такой ситуации – воровать, спиваться, становиться суицидниками?
Например, статистики о том, сколько людей погибло напрямую или косвенно от международного финансового кризиса 2008 года нет. Но если принять за данность, что последовательность событий следующая: вирус – карантин – кризис – рецессия – безработица – снижение уровня доходов – алкоголизм/ рост преступности/ суициды и прочие негативные следствия, то вероятность потерять в течение следующих 2-3 лет гораздо больше трудоспособного населения от экономических и социальных последствий карантина может быть выше, чем вероятность сегодня погубить 3-4% населения из-за вируса.
P.S.
Если говорить не об абстрактной «развивающейся» стране, а о России, то есть статистические данные, которые позволяют предположить, что все последние экономические и финансовые кризисы в нашей стране приводили к росту смертности. Обратите внимание на рост кривой смертности после кризисов 1998 и 2014 годов, в этой связи кривая после кризиса 2008 года не росла вплоть до начала 2009 года. Сложно интерпретировать, делайте выводы сами.
Субъективно есть определенный скепсис относительно качества статистических данных в России, поэтому специально ссылаюсь на зарубежные источники, да простят меня патриоты:
· Смертность в России, Всемирный банк
· Демографические проблемы России начались еще до распада СССР, ФРС (США)
· 1991-2000 гг. – смертность в России: тренды и причины, Национальная медицинская библиотека (США)
· Россия: как долго живут люди, Институт медицинский оценок (США)