Найти в Дзене
Типичный психолог

Что делать, если ребенка обижают в школе? Психолог о буллинге

Ребёнок приходит из школы. И вроде бы всё нормально, как всегда, но почему-то настроение у него неважное, он с неохотой рассказывает, как прошёл день, а то и не хочет идти в школу завтра. В чём причина такого странного поведения, он рассказывает неохотно. Но часто дело в том, что одноклассники его обижают. Ребёнок является объектом насмешек, действия учителя по этому поводу сводятся к простым замечаниям, а то и вовсе не предпринимается ничего. Итог - нежелание посещать занятия и обида на школу. Преподаватели часто не видят происходящего. Для издевательств выбирается время, когда никого из взрослых нет поблизости. Например, перемена, время после уроков или минуты, когда учитель покидает класс. Что делать, если ребёнка обижают в школе? Советы психолога помогут понять, как поступить, если вы попали в такую ситуацию, а также причины возникновения такого поведения у детей в различной обстановке: детском саду, школе, на улице. Как понять, что над ребёнком смеются сверстники? Скажем сразу:
Оглавление

Ребёнок приходит из школы. И вроде бы всё нормально, как всегда, но почему-то настроение у него неважное, он с неохотой рассказывает, как прошёл день, а то и не хочет идти в школу завтра. В чём причина такого странного поведения, он рассказывает неохотно. Но часто дело в том, что одноклассники его обижают. Ребёнок является объектом насмешек, действия учителя по этому поводу сводятся к простым замечаниям, а то и вовсе не предпринимается ничего. Итог - нежелание посещать занятия и обида на школу.

Преподаватели часто не видят происходящего. Для издевательств выбирается время, когда никого из взрослых нет поблизости. Например, перемена, время после уроков или минуты, когда учитель покидает класс.

Что делать, если ребёнка обижают в школе?

Советы психолога помогут понять, как поступить, если вы попали в такую ситуацию, а также причины возникновения такого поведения у детей в различной обстановке: детском саду, школе, на улице.

Как понять, что над ребёнком смеются сверстники?

Скажем сразу: понять это будет нелегко, особенно поначалу. Дети часто скрывают от родителей, что их достают одноклассники.

Но есть некоторые признаки, по которым можно догадаться о не лучших отношениях его со сверстниками:

  • Ребёнок стал учиться хуже, отказывается посещать занятия, ищет предлоги, чтобы остаться дома, или идёт гулять вместо школы
  • Стал замкнутым, не делится своими радостями и проблемами
  • Настроение портится в обычные дни, но становится лучше в выходные, когда не нужно идти в школу
  • Часто появляется недомогание - например, болит живот или голова, ребёнок может использовать это как предлог не идти на занятия, либо плохо себя чувствует на самом деле. Могут появиться такие симптомы, как ночные кошмары, заикание, энурез
  • Наблюдайте за его внешним видом и состоянием его личных вещей: если замечены признаки побоев, например, синяки, или вещи часто оказываются испорчены или украдены, это тоже признак травли со стороны одноклассников.

Не обязательно, чтобы присутствовало всё перечисленное сразу. Даже одного признака достаточно, чтобы понять, что с ребёнком что-то не так. Поговорите с ним и попытайтесь выяснить, не насмехаются ли над ним в классе.

-2

Кто становится объектом насмешек?

Часто можно услышать мнение, что это люди, обладающие явными отличиями от большинства. На самом деле всё далеко не так однозначно: дети замечают всё, и повод может быть любым. Например, им показалось, что человек поступил не так, как следовало. Или они узнали тщательно скрываемую тайну. В этом случае начинаются насмешки, и продолжатся ли они - зависит от реакции. Если ребёнок держится с достоинством и не обращает внимания, они вскоре прекращаются, одноклассникам уже неинтересно доводить того, кто не реагирует на подколки.

Большую роль играют отношения, установившиеся в семье. Если они "не очень", ребёнок станет вести себя неуверенно, что спровоцирует насмешки со стороны сверстников.

Чаще всего такая участь постигает детей из неблагополучных семей, которые неважно одеты и часто не имеют вещей, которыми могут похвастать ровесники (телефон определённой модели или что-нибудь в этом роде). Также продолжают изводить того, кто не даёт отпор обидчикам, но ясно даёт понять, что задет: плачет, показывает эмоции. Но и те, кто слишком бурно реагирует на оскорбления, получают их снова и снова.

Важный фактор - самооценка. Если она занижена, труднее добиться в коллективе авторитета.

Как не нужно поступать?

Три самых распространённых родительских ошибки:

  • Идти разбираться самим. Приходить в школу и начинать жаловаться учителям или ругаться с самими одноклассниками. Такой поступок может привести к тому, что ребёнка могут невзлюбить ещё больше - за то, что нажаловался - и дополнительно вы навлечёте на него антипатию преподавателей. Хуже всего, если вы решитесь на такой шаг, не обсудив это с сыном \ дочерью
  • Наоборот, устраняться от решения проблемы. Вы должны быть рядом с ребёнком, помочь ему в непростой ситуации, научить правильно отвечать обидчикам
  • Переводить в другой класс или школу. Когда отношения с классом только-только начинают портиться, это может быть хорошим решением. Но существуют подводные камни: сложность адаптации в непривычной обстановке, например. А если причиной травли было неуверенное поведение школьника, на новом месте история может начаться сначала. А бывших одноклассников всё равно не исправить - они найдут другой объект.

Что делать родителям?

Прислушайтесь, что скажет сын \ дочь. Возможно, ребёнок будет задаваться вопросом, почему это случилось именно с ним, почему одноклассник начал насмехаться. Это повод выяснить, не задел ли он первым своих обидчиков. Если он ничего им не сделал, то, конечно, не виноват. Причина в них.

-3
Узнайте, подвергается ли ребёнок насмешкам только в одном месте (школе, садике, какой-либо секции).

Если над ним смеются, как ему кажется, из-за детали внешности, которая вызывает у него комплексы, объясните, что она здесь ни при чём. В самом деле, таким детям не так уж важна внешность: они ищут неуверенного в себе человека, а, например, полнота или шрам - дополнительный повод, унижают не за это, а потому, что хочется за счёт кого-то самоутвердиться. Причину могут найти любую: учится лучше или хуже других, не так выглядит, ведёт себя, одевается, не ту музыку слушает - что угодно, вплоть до необычного имени или фамилии.

Предложите помощь. Поддержка родителей в этом случае очень важна. Дайте ребёнку понять, что любите его, понимаете, что он нужен.

Узнайте, чем интересуется сын \ дочь. Предложите записаться в клуб, кружок, секцию. Если школьник по-настоящему увлечён тем или иным занятием, это поможет переключиться и не думать постоянно о тяжёлой ситуации в школе, находить силы и восстанавливаться.

Подайте идею о празднике для детей, на котором они могут помириться и даже стать друзьями.

Дайте совет: если систематически изводят - нужно просто не обращать внимание. Даже если одноклассники крадут вещи ребёнка, он может сделать вид, что ему всё равно, или сказать что-нибудь вроде: "Отдай, когда надоест играть". И через какое-то время ему отдадут отобранное. Таким детям важна реакция, бурное проявление эмоций. Если этого нет, им станет скучно.

Разберите ситуацию с дочерью \ сыном. Причина конфликта может крыться в когда-то неосторожно брошенном школьником слове, неприятном намёке или некрасивом поступке. Обиженные дети способны долго помнить такое и жестоко отвечать. Часто за задетого вступается группа ребят, школьник оказывается в положении виноватого. Если вы узнали, что ваш малыш действительно поступил подобным образом, не ругайте его, просто объясните, как нужно поступать теперь.

-4

Дайте учителю знать, что происходит в его классе. Полезно будет, если преподаватель проведёт классный час на тему жестокости детей и преследования. Хорошей идеей будет показать фильм или мультик с подходящей тематикой - "Чучело", "Гадкий утёнок". Но пусть учитель не обвиняет кого-то конкретно, а просто объяснит, как некрасиво поступают дети, толпой бросаясь на одного, покажет всю опасность такого поведения, которой ученики часто не осознают. Поняв, что делали, они могут раскаяться в том, что обидели мальчика или девочку, и исправиться.

И самое главное. Ни при каких обстоятельствах не позволяйте школьнику думать, что это он виноват в том, что его достали ученики из его класса. Виноваты они и только они. Это им захотелось самоутвердиться за его счёт, возможно, отыграться за свои комплексы, это они придумывают обидные прозвища, забирают вещи или даже бьют. Люди, пытающиеся высмеять слабость других, и сами чувствуют себя в чём-то слабыми и боятся, что их в этом уличат.

Куда жаловаться, заметив, что учитель не особенно помогает или не хочет это делать?

Надо обратиться к вышестоящему начальству - директору или его заместителям. Если узнали, что одноклассники бьют вашего сына или дочь, необходимо сразу обращаться в полицию, как и в том случае, если ребёнку угрожают.

Когда достают везде

Запишитесь на консультацию семейного психолога. Специалист поможет разобраться, почему ваш малыш так часто оказывается объектом агрессивного поведения. Обратите внимание на атмосферу в школе, в классе. Если там чётко запрещено нападать на других, смеяться над ними, то будет принят любой человек с какими бы то ни было особенностями.

-5

Здесь нужно, чтобы учителя влияли на ситуацию: травля начинается тогда, когда взрослые не обращают внимания на то, как ведут себя дети вне уроков. Пока учитель в классе, они могут делать вид, что всё нормально, но стоит ему выйти или закончить урок, как начинаются насмешки. О том, что в классе есть группа преследователей и их жертва, учитель может узнать по некоторым признакам, но многие, к сожалению, их игнорируют. Например, ребёнок жалуется, что кто-то из одноклассников обзывал его, ударил, что у него исчезли вещи из сумки, а учитель не придаёт этим словам особого значения и отвечает что-то вроде: "Разберитесь сами". Или, например, распространены случаи, когда мальчик обижает девочку, та рассказывает об этом, а взрослый отмахивается: "Ты ему нравишься, он обратил на тебя внимание". Педагог не должен так поступать, а наоборот, обязан принять меры и защитить от одноклассников вашего малыша.

Нужны мероприятия, смыслом которых будет донести до детей, что жестокость не приведёт ни к чему хорошему, а только создаст дополнительные проблемы.

Преподаватель не должен устраняться от решения вопроса, отмахиваясь словами, что жертва "виновата сама", "провоцирует", странно себя ведёт (а то и вовсе - "чтобы не обижали - веди себя, как все дети"), не может постоять за себя. Надо работать со всем классом, не только с одним агрессором или пострадавшим. Также надо разговаривать с родителями обидчика.

Полезно будет отвлечь детей, дать им проявить себя в чём-то, что не подразумевает применение силы. Каждый должен найти то, что удаётся ему лучше всего, и рассказать другим об этом. Так школьники поймут, что каждый из них в чём-то силён, и откажутся от идеи доминирования одних над другими.

Правильные отношения с ребёнком

Когда против кого-либо без особой причины ополчилось такое количество людей сразу, часто он не может понять, в чём дело, и ищет причину в себе. Он становится неуверенным, считает себя ни на что не способным и хуже других. Убедите ребёнка, что это не так. Даже если у него что-то не получается, покажите, что верите в него: ведь часто уже начать - достижение.

Обратная ошибка - гиперопека. Не бойтесь доверять малышу то, с чем, по вашему мнению, он уже может справиться. Это воспитает у него чувство ответственности и самостоятельность.

Часто родители переоценивают своих детей, что приводит к завышенным ожиданиям. Не стоит ждать от сына или дочери чего-то экстраординарного, давить на них, требовать, например, чтобы они получали только высшие отметки.

-6

Перебор со строгостью тоже не нужен. Детей надо воспитывать, но не требовать слишком много.

Прививайте такое качество, как настойчивость. Ничего не получается сразу, и мало кто, лишь начав, удостоился триумфа. Не стоит бросать дело на полпути, встретив препятствие.

Уличили в некрасивом поступке? Объясните, почему так делать не надо, но не злитесь, не кричите. Поддерживайте своих детей даже в такой ситуации, возможно, малыш уже и так понял свою ошибку и не повторит её.

В любом случае, вам следует выстроить с ребёнком эмоциональную связь. Идите с ним на контакт, позвольте рассказывать о его чувствах, переживаниях. Интересуйтесь, нет ли проблем. Не нужно делать акцент на успеваемости, спросите об отношениях в классе, о том, не чувствует ли ребёнок негативного к себе отношения. Дайте ему понять, что в семье его всегда будут любить и ценить. Вызывайте доверие у малыша, показывайте, что в любом случае он может найти у вас поддержку.

Любовь родителей - то, в чём нуждаются все дети. От неё зависит и их самооценка. Ели ребёнок видит, что его любят в семье, то даже при дефектах внешности или неважной успеваемости будет уверен в себе и не станет прислушиваться к унизительным комментариям. Он будет уделять больше времени учёбе и увлечениям, заведёт друзей, а значит, вырастет счастливым человеком.