КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ
Азовское море - внутренний водоем ДВУХ прибрежным государствам.
И разграничение/передвижение там под обоюдными договоренностями.
Для понимания - как статус пограничной реки, пограничного озера...
-
24 декабря 2003 года Москва и Киев подписали
"Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве
в использовании Азовского моря и Керченского пролива".
Этот документ регламентирует проход любых (!) судов двух стран,
свободный проход к портам РФ и Украины иностранных торговых судов.
Для прохода судов др. стран нужно согласие и Украины и РФ.
В договоре декларируется, что
"Азовское море и Керченский пролив
исторически являются внутренними водами РФ и Украины",
а "все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами (!),
совместно или по согласию России и Украины".
К этому фундаментальному документу уже в 2012 году было подписано
Межправительственное Соглашение о безопасности в море и проливе.
В нем - о технических вопросах мониторинга судоходства,
а также информационного сопровождения
и организации движения судов в проливе и море.
.
Сам же Керченский пролив ("под Мостом") - исключительно территориальные воды РФ много десятилетий.
Границы этих вод под Международными (!) соглашениями
(а это уже другой правовой статус)
Там проход платный:
Лоцманский сбор, Маячный сбор, Навигационный сбор, Канальный сбор.
Итоговая сумма "за-все-про-все" небольшая, чисто символическая...
Сборы взымаются Капитаном Керченского порта,
который предоставляет лоцмана на каждый борт.
.
Керченский пролив является судоходным в довольно узкой части -
в искусственно созданном Керчь-Еникальском канале,
который проходит западнее острова Тузла.
Замечу, что лет сто назад остров не был островом, а был "Мыс Тузла" -
поэтому два моста Транспортного перехода стоят
"на ножках" опор - от Керчи до Тамани.
Другие пути в проливе со сложным рельефом дна и небольшой глубиной.
И - честно - даже эта часть не является "слишком хорошей"
Кроме того, в районе пролива довольно сложные погодные условия -
в ноябре 2007 года в шторм пострадали 10 судов, пять затонули.
Поэтому иногда (!) предусмотрено
только одностороннее движение с судами сопровождения
(это уже по заявке и по особому решению Капитана Керченского порта)
===============================================================
Какие законы действуют в этой акватории?
Во-первых, при прохождении любой подобной "узкости"
(которой и является Керченский пролив), действуют
Международные правила предупреждения столкновений судов в море (редакции 2007 г.)
Например, правило №9 запрещает пересекать
узкий проход затрудняя движение другого судна)
Также надо помнить, что особенности имеют все подобные проходы -
Гибралтар, Суэц, Малака, Босфор, Панамский канал, Ла Манш...
Например, через Босфор право неограниченного прохода
(и пребывания в бассейне Черного моря)
имеют все суда под флагом лишь прибрежных стран
(у остальных - 3-х недельный лимит времени пребывания)
Но в том же Босфоре есть также ограничения
для танкеров, газовозов для всех (!) стран (турки их не пропускают),
и, как и везде, особые ограничения по габаритам судов, их осадке и т.д.
===============================================================
В сентябре 2018 года два военных (!) корабля ВМС Украины -
поисково-спасательное судно "Донбасс" и буксир "Корец" -
в составе каравана прошли вдоль берегов Крыма,
через акваторию исключительной экономической зоны России,
и затем спокойно прошли через Керченский пролив
Правда, тогда украинские ВМС опубликовали заявление,
в котором говорилось, что корабли "не спрашивали разрешения,
а реализовали свое право свободного прохождения... проливом".
Это вранье! У Капитана Керченского порта
и в российском Росморречфлоте имеется их официальный запрос.
И во время прохождения под управлением Керченского лоцмана украинские корабли сопровождались российскими военными кораблями "Приазовье", "Аметист" и "Дон",
а в самом проливе к ним присоединились еще и специальные катера ФСБ.
==============================================================
В связи с пресловутым инцидентом Россия обвиняет Украину в нарушении статей 19 и 21 Конвенции.
Ст. 19 - определение "мирного прохода" через территориальные воды.
Но суда шли без уведомления-лоцмана-сопровождения
и были "под-завязку" набиты оружием. А ст. 21 определяет
"Законы и правила прибрежного государства о мирном проходе".
Также ст. 21 дает право прибрежному государству (а здесь это Россия)
"принимать ... законы и правила, относящиеся к мирному проходу"
через свои территориальные воды
Т.е. украинские корабли нарушали несколько положений конвенции -
-- угрожали "силой или ее применением против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости",
-- проводили "любые маневры или учения с оружием любого вида".
===============================================================
Кстати, на Украине военные моряки Азова все это знают/понимают.
Например, во время того же пограничного инцидента,
группа украинских катеров вышла навстречу нарушителям
из порта Мариуполя (это их право)
Но! - подойдя со стороны Азовского моря к границе
российских территориальных вод Керченского пролива,
и находясь на мушке у российских пограничников
остановились, и... повернули обратно в порт
-----------------------------------------
P.S. И добавлю - для гиднюков -
не верьте вашему руководству и адмиралу-танкисту, они врут постоянно...
Русские стреляли не "на поражение", т.е. ниже ватерлинии...
А уж вы-то понимаете что это значит....