В 1991 году распад Советского Союза, начавшийся ещё в предыдущие годы, постепенно приближался к своему завершению. Процесс распада затронул и чемпионат СССР по футболу: ещё до начала чемпионата 1990 года из союзных первенств вышли клубы Грузии, Литвы и Эстонии, причем новообразованная Грузинская футбольная федерация в том же году успела провести розыгрыш самостоятельного чемпионата, а команды из прибалтийских стран приняли участие в объединенном чемпионате Прибалтики. В декабре 1991 года, после завершения футбольного сезона, о проведении в следующем году своего собственного чемпионата заявила Украина, позднее её примеру последовала Армения. Постепенный развал союзного первенства приводил к тому, что проведение чемпионата СССР в сезоне 1992 становилось проблематичным. Кроме того, повсеместно ухудшавшаяся экономическая обстановка поставила под угрозу существование многих клубов. Тем не менее, федерации футбола других стран распадающегося СССР пока не торопились с проведением своих национальных чемпионатов.
В январе 1992 состоялся пленум Федерации футбола СССР (позже она была преобразована в Ассоциацию футбольных федераций СНГ), на котором было объявлено о проведении двух турниров ? Открытого чемпионата и кубка Содружества независимых государств. В нём выразили желание принять участие 22 команды из России, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Абхазии и Приднестровья. Из российских клубов в нём предполагалось участие пяти московских команд ? «Спартака», «Динамо», «Локомотива», ЦСКА, «Торпедо», а также «Ротора», «Уралмаша», нижегородского «Локомотива», «Ростсельмаша» и «Зенита». Было заявлено о проведении первенства России в высшей, первой и второй лигах. Вдобавок планировалось: каждая республика получит в чемпионате как минимум одно гарантированное место.
Московские клубы такое положение дел категорически не устраивало. 1 февраля состоялась встреча руководителей пяти столичных клубов. Спартаковцы Олег Романцев и Николай Старостин, армейцы Павел Садырин и Виктор Мурашко, динамовцы Валерий Газзаев и Николай Толстых, торпедовцы Евгений Скоморохов и Юрий Золотов, локомотивцы Юрий Семин и Виталий Шевченко подготовили меморандум, в котором заявили об отказе участвовать в чемпионате СНГ. В условиях безвластия они отмежевались и от старой федерации футбола РСФСР во главе с Юрием Нырковым, и от новообразованной Всероссийской ассоциации футбола (ВАФ) под руководством Анзора Кавазашвили. Это явно сыграло на руку Колоскову, чьи позиции на тот момент выглядели как никогда шаткими. Но опытнейший функционер, как всегда, нашел единственно правильный для себя выход из положения.
3 февраля Колосков провел официальную встречу с бунтовщиками, а 8-го была созвана всероссийская футбольная конференция, на которой был образован Российский футбольный союз. Присутствующие, проигнорировав юридически закрепленный факт существования ВАФ, создали РФС, президентом которого избрали Колоскова. В тот же день РФС породил в своих недрах Профессиональную футбольную лигу (ПФЛ) во главе с Николаем Толстых. Можно сказать, в тот день и появился на свет чемпионат России.
Могли сохранить хотя бы футбол.
Так же, как и решение РСФСР с Украиной сбросить остальные союзные республики, футбольные чиновники пошли за Ельциным и Кучмой.
На заседании исполкома Федерации футбола Украины было объявлено, что в 1992 году пройдет самостоятельный чемпионат Украины. Москва же пока делала проект структуры соревнований на 1992 год, учитывая все команды будущего СНГ.
Вскоре, 8 января 1992 года, была создана Федерация футбола СНГ, и именно ее признала ФИФА в качестве правопреемницы Федерации футбола СССР, но только до момента окончания Евро-92 в Швеции.
Украина попыталась предвосхитить дальнейшие события, еще в мае предложив провести турнир сборных, чтобы выявить команду, которая займет в отборочном цикле ЧМ-94 место СССР. Колосков, будучи вице-президентом ФИФА, сделал всё необходимое - правопреемницей СССР после Евро-92 стала Россия. Остальные республики СССР, за исключением стран Балтии, на два года остались вне игры.
1 февраля 1992 года в Москве в здании ФК "Спартак" состоялась встреча руководителей пяти московских клубов - в ней принимали участие Семин, Романцев, Садырин, Газзаев, Скоморохов, Старостин, Мурашко, Толстых, Шевченко и Золотов. После закрытой беседы был подготовлен меморандум, в котором заявлялось, что 5 московских клубов ОТКАЗЫВАЮТСЯ выступать в чемпионате СНГ. При этом москвичи отмежевались от Федерации футбола РСФСР. Так, Колосков создал чемпионат России.
Уже 3 февраля он провел официальную встречу с представителями "пятерки", а 8-го прошла Всероссийская конференция. Присутствующие основали РФС, президентом которого избрали Колоскова. В тот же день родилась и ПФЛ во главе с Николаем Толстых. Она была создана в рамках РФС и стала проводить соревнования. Прощайте - Тбилиси, Ереван, Баку, Ташкент, Душанбе, Алма-ата, Кишинёв...
Следующие запоздалые потуги организовывать "Кубок Содружества" потерпел фиаско, братаны.