Можно ли доверять врачам и инвестиционным аналитикам? Ради чего мы живём: ради опыта или ради воспоминаний? Нобелевский лауреат, психолог Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) рассуждает на тему врождённых слабостей человеческого мышления, ложных воспоминаний и обманчивой силы интуиции в интервью журналу «Шпигель».
ШПИГЕЛЬ: Профессор Канеман, всю свою профессиональную жизнь вы посвятили изучению ловушек, в которые может угодить человеческое мышление. Например, в своей книге вы рассказываете о том, как можно легко повысить сборы добровольного «кофейного фонда».
Канеман: Нужно лишь повесить над ящиком для сбора денег правильную картинку. Если со стены за людьми будет следить пара глаз, то они будут жертвовать в два раза больше, чем если бы на картинке были изображены цветы. Когда люди чувствуют, что за ними наблюдают, они ведут себя более нравственно.
ШПИГЕЛЬ: И это работает, даже если мы не обращаем внимания на фотографию?
Канеман: Если вы её не замечаете, то это работает ещё лучше. Этот феномен называется «зарядом»: мы не осознаём, что восприняли определённый раздражитель, но можно доказать, что, тем не менее, мы на него реагируем.
ШПИГЕЛЬ: Рекламщикам это понравится.
Канеман: Конечно, «заряд» широко используется именно в этой области. Привлекательная женщина в рекламе автоматически притягивает внимание к названию продукта. Позже, когда вы встретите этот продукт в магазине, он уже покажется вам знакомым.
ШПИГЕЛЬ: А разве эротические ассоциации не важнее?
Канеман: Безусловно, существуют и другие механизмы рекламы, которые так же действуют на подсознание. Но основной эффект заключается лишь в том, что название, которое мы видим в магазине, кажется знакомым, а если что-то нам знакомо, значит — оно хорошее. Этому есть разумное объяснение с точки зрения эволюции: если я что-то часто встречаю и оно меня до сих пор не съело, значит — оно безвредно. Знакомство — признак безопасности. Поэтому нам нравится то, с чем мы знакомы.
ШПИГЕЛЬ: Можно ли применить такие же принципы и к политике?
Канеман: Разумеется. Так, то, что напоминает людям об их смертности, делает их более покорными.
ШПИГЕЛЬ: Например, крест над алтарём?
Канеман: Совершенно верно. Даже есть такая теория, которая изучает страх смерти — «Теория управления страхом». Можно управлять людьми, лишь напомнив им о чём-то: это могут быть деньги, это может быть смерть. Любой символ, связанный с деньгами, даже такой, как знак доллара в качестве заставки на дисплее, настраивает на определённый лад и человек начинает ставить свои интересы выше помощи окружающим.
ШПИГЕЛЬ: Складывается ощущение, что «заряд» работает, в основном, в пользу правых сил.
Канеман: Отнюдь, это работает также и в обратном направлении. Есть такой эксперимент, к примеру, в котором люди играют в игру, но для первой группы игра называется «соревновательной», а для второй группы — «общественной». Так вот, во второй группе люди ведут себя менее эгоистично, несмотря на то, что это одна и та же игра.
ШПИГЕЛЬ: Можно ли как-то уклониться от этого мощного внушения?
Канеман: Это очень нелегко. Дело в том, что мы редко осознаём это влияние.
ШПИГЕЛЬ: Это не радует.
Канеман: На самом деле, всё не так плохо, потому что это происходит постоянно. Так устроен мир.
ШПИГЕЛЬ: Но хотелось бы знать, на чём основаны наши решения!
Канеман: Честно говоря, я не уверен, что хотел бы знать. Потому что это бы сильно всё усложнило. Сомневаюсь, что нам необходим постоянный самоконтроль.
ШПИГЕЛЬ: В книге вы утверждаете, что в подобных случаях мы отдаём право принимать решения «Системе № 1».
Канеман: Да. Психологи различают две системы, которые управляют нашим поведением: Система № 1 и Система № 2. Система № 1 представляет собой то, что можно назвать интуицией. Она неустанно посылает нам впечатления, намерения и ощущения. Система № 2, с другой стороны, представляет собой рассудок, самоконтроль и интеллект.
ШПИГЕЛЬ: Другими словами — сознательное?
Канеман: Да. Система № 2 считает, что все решения принимает она. Но на самом деле, в большинстве случаев Система № 1 действует самостоятельно, без вашего ведома. Это она решает, нравится ли вам тот или иной человек, каким мыслям или ассоциациям приходить в голову и как относиться к тем или иным вещам. Всё это происходит автоматически. С этим нельзя ничего поделать, и все же вы часто принимаете решения на основании этих оценок.
ШПИГЕЛЬ: При этом Система № 1 никогда не спит?
Канеман: Верно. Её нельзя отключить или остановить. Система № 2, с другой стороны, ленива и начинает действовать только тогда, когда нужно. Медленное и планомерное мышление — трудная работа. Она потребляет химические ресурсы мозга и это многим не нравится. Эта работа сопровождается физическим возбуждением, учащённым сердцебиением и повышенным давлением, потоотделением и расширенными зрачками…
ШПИГЕЛЬ: …что было обнаружено вами, как полезный исследовательский инструмент.
Канеман: Да. Размер зрачка в нормальных условиях варьируется в зависимости от окружающего освещения. Но если человек решает умственную задачу, зрачок расширяется и, что удивительно, остаётся в таком состоянии — странное обстоятельство, которое очень нам помогло. Вообще, зрачки отражают степень умственной нагрузки с невероятной точностью. В моих прошлых работах у меня ещё не было столь точного измерительного прибора.