Добрый день уважаемые читатели!!! Сегодня я хочу поговорить с Вами о поведении. Очень часто мы сталкиваемся с понятием поведение: учитель пишет в дневнике: "Поведение "2", в произведении Достоевского мы можем встретить "девушку отъявленного поведения" и это понятие уже давно стало нарицательным. Часто мы говорим другим разве можно так себя вести... Итак, что же такое поведение?!
С точки зрения науки, поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещение в пространстве (ил во времени), в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. То есть, поведение может влиять на окружающую среду, так же как и окружающая среда может влиять на поведение.
На поведение влияют предшествующие факторы (то что происходит перед поведением) и последствия (то что происходит непосредственно после поведения). Например, когда мы испытываем жажду (предшествующий фактор), вода становится для нас очень значимой. Таким образом, мы начинаем демонстрировать то поведение, которое ранее помогало нам утолить жажду, идем на кухню, наливаем воду в стакан и пьем (поведение). Таким образом, мы утолим жажду (последствие). Если же мы только что выпили стакан воды, то чувство жажды беспокоит нас меньше, либо не беспокоит вообще, соответственно возможность того, что в данный момент мы вновь продемонстрируем поведение наливать воду в стакан и пить, снижается. Приведу еще несколько примеров: на двери в магазин висит табличка "Открыто" (предшествующий фактор), мы дергаем ручку (поведение) и дверь открывается (последствие). Если же на двери весит табличка "Закрыто", мы дергаем ручку и дверь закрыта. Скорее всего, в следующий раз исходя из нашего прошлого опыта, мы будем дергать только ту дверь, на которой висит табличка "Открыто", а увидев на двери табличку с надписью "Закрыто", мы и дёргать её не станем.
Поведение имеет свойство уменьшаться или усиливаться. То есть если данное поведение в прошлом привело нас к желаемому, то скорее всего в будущем столкнувшись с похожей ситуацией мы будем применять уже знакомую стратегию достижения успеха (табличка "Открыто" - дверь открывается). Если же в прошлом мы имели отрицательный опыт в той или иной ситуации, то скорее всего мы не будем демонстрировать это поведение (табличка "Закрыто"- дверь не открывается).
Что же такое АВА-терапия (прикладной анализ поведения) - это наука, которая изучает поведение. Поведенческие аналитики, уделяют большое внимание на зависимости поведения и окружающей среды, которые можно наблюдать, подсчитывать и измерять. Еще большее внимание АВА уделяет сбору информации о поведении, предшествующих факторах и последствиях. На основании сбора данных специалист АВА может провести функциональную оценку поведения. То есть, проанализировав всю цепочку событий (предшествующие факторы, поведение и последствия) выявить функцию поведения (об этом мы поговорим в следующих статьях). Методы АВА с целью изменения поведения, могут быть применены только после проведения функциональной оценки и выявления функции поведения. Отталкиваясь от тех данных, которые видит АВА специалист, он может разработать план поведенческого вмешательства. В плане подробно описано, как можно достичь желаемого поведения (обучить ему, усилить, увеличит частоту), либо как работать с нежелательным поведение (уменьшить его частоту или продолжительность).
Таким образом, в АВА-терапии постоянно ведется сбор данных о поведении. Сначала их сбор ведется для установления функции поведения, затем для отслеживания эффективности поведенческого вмешательства.
В данной статье мы затронули некоторые аспекты работы поведенческих аналитиков. В следующих статьях мы поговорим о том, как при помощи АВА-терапии мы можем развить навыки ребенка и обучить его желаемому поведению.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Надеюсь, данная статья была Вам полезна!