«Мое детство и юность прошли в обстановке коммунальной квартиры – вспоминает народная артистка Ирина Архипова, прима Большого театра.
Но память не сохранила негативных воспоминаний от этой, чисто советской реальности. Наоборот, мне помнится только хорошее.
Естественно, жизнь в таких обстоятельствах была, прямо скажу, не сахар. Но ведь все зависит от людей: одни в этих непростых условиях проявлялись с лучшей стороны, другие демонстрировали всю, так скажем, незатейливость своей натуры.
По своему жизненному опыту знаю, что именно начальные годы моей жизни в большой квартире научили меня разбираться в людях, правильно выбирать стиль отношений, воспринимать их во всем разнообразии.
Это была хорошая школа познания жизни и умения выживать в ней, и уроки, полученные в такой школе, трудно переоценить.» (И. Архипова "Музыка жизни")
Дом, о котором с такой теплотой вспоминает Архипова, и где она долгое время жила с самого своего рождения, находится в Романовом переулке (тогда – улица Грановского).
До революции 1917 года это был типичный доходный дом, квартиры в котором предназначались для состоятельных людей.
Все здесь было устроено солидно, максимально удобно и респектабельно.
В парадных подъездах, украшенных зеркалами, были просторные лестницы, кабины лифтов были отделаны дорогим деревом — как вагоны международного класса в прежних пассажирских поездах.
Для хозяйственных нужд и для прислуги предназначались более скромные «черные» лестницы.
Соответственными в доме были и квартиры — огромные, со многими просторными светлыми комнатами, с высокими потолками, с большим коридором.
В комнатах были белые изразцовые печи. Архипова вспоминала, как их топили, так как центральное отопление в дом провели незадолго до войны.
Правда, имелись в квартирах и не столь светлые помещения. Они предназначались для прислуги и находились обычно рядом с кухней.
«В нашей квартире тоже была такая крошечная, в 5 кв. метров комнатка без окна: свет в нее проникал из кухни через застекленное окно.
Много позже, когда я уже вышла замуж, мне пришлось некоторое время ютиться в этой каморке, чтобы не стеснять родителей в их комнате.»
После 1917 года в такие огромные квартиры стали переселять жильцов со скромным достатком, выделяя для каждой семьи по комнате.
Родители будущей народной артистки получили эту квартиру и прожили в ней до конца жизни.
Хотя впоследствии отец стал кандидатом наук, профессором и мог получить отдельную квартиру в одной из московских новостроек, он не захотел расставаться с квартирой. Он ценил солидность постройки старого дома, привык к его добротности и продуманному комфорту.
"Дом-иконостас" и особняк Шереметьевых
Одной стороной двор дома Архиповой примыкал к стене знаменитого «дома на Грановского».
Какое-то время тот назывался Пятым Домом Советов, т.к. в нем получали квартиры новые властители России - военачальники, чиновники, партийные деятели.
Со временем официальное название забыли, но появилось прозвище «дом-иконостас» - так много мемориальных досок в честь жильцов висит на его фасаде.
С другой стороны двор Архиповой ограничивал каменный забор, за которым находился Никитский монастырь (ныне снесенный).
А рядом находился дом, с которым связано поэтичное московское предание.
Именно здесь в 1801 году после тайного венчания некоторое время жили граф Николай Петрович Шереметев и его молодая жена Прасковья Ивановна, его бывшая крепостная, знаменитая певица и актриса Останкинского (а еще ранее и Кусковского) крепостного театра Прасковья Ковалева-Жемчугова.
Буквально в двух шагах - напротив церкви Симеона Столпника, где тайно венчались Шереметьевы – находился роддом имени Грауэрмана, где родилась Архипова.
Певица находила в такой «говорящей» топонимике ее рождения и детства указующий перст судьбы, которая словно пророчила ей связь с театром.
О своем коммунальном прошлом звезда мировой оперной сцены вспоминает с ностальгией
«Своеобразным центром нашей квартиры была кухня — не место извечных, классических «коммунальных» раздоров и склок, а самый настоящий центр общения, своего рода клуб интересных встреч, «народный университет» на дому.
Здесь большей частью и велись самые разнообразные разговоры, исподволь шел обмен и взаимообогащение жизненным опытом, знаниями, происходило то, что сейчас называют духовной и душевной подпиткой друг друга.
Тяга соседей к общению друг с другом, к доверительным разговорам именно на кухне происходила подсознательно — в этом было что-то похожее на то, как в очень отдаленные, патриархальные времена к очагу собирался весь род. А ведь все мы, люди, — один большой род, человеческий род.» (И. Архипова).
«Как же можно так жить? Вы же все нищие!»
Как-то раз, вспоминает И. Архипова, к соседям по подъезду приехал родственник из Америки.
Гостя поразило то, что несколько семей живут в одной квартире — пусть и благоустроенной, пусть и в больших светлых комнатах, но не отдельно.
Он недоумевал: «Как же можно так жить? Вы же все нищие!»
Соседи, в свою очередь удивленные его восприятием того, что им казалось вполне терпимым, обычным, отвечали:
«Почему же? У нас есть все необходимое — жилье, еда, мы одеты, работаем, живем дружно…»
При подготовке материала была использована книга И. Архиповой «Музыка жизни»
Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте также:
Вызов принят! Театры и музеи мира, которые можно посетить онлайн, не выходя из дома
«Воздушная воронка обнажила дно Москвы-реки»: природные катаклизмы в старой Москве