Найти тему

Идеология, общество (15б-15в)

(Начало)

15б. Итак, добро и зло – это не из онтологии, это – из гносеологии, из отношений; это из личностного взаимодействия субъектов, из меры отношения «я» к остальному. Интересно здесь понятие «меры» и то есть измерения, оценки – почему? – потому что восходит/подтверждает исходно активное отношение, которое исходит, соответствует двуприродности человека. И в обоих уровнях природы есть понятие блага, то есть ценности. Первая – идеальная – определяется/измеряется жизнью человека, его смыслами. Вторая – материальная – измеряется в отношениях, в обмене...

Кроме определения добра и зла, как руководства действия и самопознания, человек вступает в отношения со многим. И это – 2 стороны одной медали самости.

Исчезающе тонка грань между обязательностью своего восприятия/правды/совести/силы и навязыванием своего восприятия/воли другим, между человеком и «сверх-человеком». Эта грань держится всего лишь (и этого много, достаточно) на некоем нравственном авторитете, на ценностях, которые выше тебя, на Боге. И точно на эту грань становится человек в тщеславии. Нахождением же по эту сторону сохраняются общие возможности развития – в одновременно и многообразии восприятий, и наличии дееспособных личных путей, и естественной простоте бытия, и вырабатывании общего дела, и высоте общего смысла.

Совесть – это индивидуальный, личностный настройщик. Потому в многообразии психо-социальных типов, в многообразии людей и их подходов к пониманию именно личностная совесть, как настроенный камертон, является и личным инструментом смысла, и условием осознанного, взаимодействующего многообразия.

Человечество представлено в многообразии психотипов; что является базой общей адекватности. Человек может эмпатически встать на позицию разных психотипов. Но в этом есть и своя степень, и свой предел. Также и в отношениях культур. Подчинение ума разному может стать межумочностью. «Всеединство» без своего ума может быть потерей своего пути и пути вообще. Это задаёт императив проектного становления Русской цивилизации.

15в. Внутренний мир человека имеет свою логику, свою линию, свой логос, созданный самим собой. Этот мир возникает во всей полноте поступков, психоорганизации, опыта первых лет жизни. И в массе человек, проживая жизнь, ходит по дорогам своего понимания, своих принципов – соответствует им и огорчается своим проступкам. При этом люди – что важно – дополняют друг друга по своим психотипам.

Люди образуют многообразие – по своим культурным кодам (цивилизационным архетипам); создают дополнительность – по психотипам и социо-антропной триаде (см. дальше); и содержат уровни – по мотивам, интересам, смыслам деятельности (см. Пирамиду деятельности и соответствующую таблицу).

Дорога каждого человека экзистенциальна. Человек живёт, пока идёт к чему-то, пока имеет интерес нового и созидательного, доброго. Меняется ли человек?.. Он поднимается – в познании и любви, в соединении от характера (Земли) к ноосу (Небу). Только в подъёме своей мысли до объемлющей; при этом свой затверждённый логос отпускает, чаще всего, лишь в страдании...

Дело в том, что человек, обычно, подражает, то есть уходит от мышления в привычку, которая нравится; человек делает себя однообразным. Но мир – многообразен, многомерен; его надо отпускать и вновь создавать здесь и сейчас. Своя субъектность и вмещённая многомерность – следствие страдания. Страдание снимает привычные установки. Но многое в событиях становления зависит от уровня и психотипа человека, а также культуры и организации социума.

Человек интерпретирует факты – по сердцу. Его ум может быть наполнен многим знанием и изощрён в удовольствии перестановок и перемешивания фактов и знаний – и это, чтобы доказать своё внутреннее бытие. Человек может иметь или создать представления о высшем мире идей и смыслов, может пережить катарсис понимания бытия – но по-прежнему его советы останутся высокомерными...

Человек живёт в себе, в созданном собой мире, полном борьбы с разным несовершенством; и это может сильно затянуть. Истина же сама по себе внутри не находится; но находится в деятельности выхода из личного формулирования. Человек понимает – действуя, проявляясь. «И то, и то» - только так человек с-частлив. Ни при чём здесь внешние идеологемы коллективизма или индивидуализма. Важны архетипы, психология. При этом сам действующий человек (актор) создаёт идеологию.

Вообще, идеология – это смысловое оформление актором своих намерений или действий. Она или сопровождает осознание, или направлена на других для формирования общего сознания и действия. Первая – нормальная, вторая – наоборотная. Но общим качеством артикулируемых идеологий является неизбежное выдавание частного за всеобщее.

Любой актор (в том числе государство) имеет идеологию. Есть деятельность, есть актор – есть идеология. Пропаганда – это активное проявление идеологии. Здесь значение имеет именно степень навязывания...

Идеология – это обобщение своих особенностей, своих отношений. Это может быть в форме самооправдания и искажения, или в форме сопровождения созидания. Это может или навязываться, или нет. Всякая манипуляция – это искажение психономии человека, это вывод его на периферию. Огрубление психономии есть идеологизация человека (или эго-зация, как создание периферии самооправдания – см. п.7г).

(продолжение следует)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц