Найти в Дзене
Artistium.art

Пьер Пюви де Шаванн (Французский художник)

1898 г. Париж Пюви де Шаванн — сын преуспевающего горного инженера. После обучения в лионском Лицее и по переезде в Париж (1840 г.) в Лицее Генриха IV готовился к поступлению в Политехническую школу, но не выдержал экзаменов. На него оказали решающее влияние две поездки в Италию в 1847-1848 гг. Там он познакомился с античной и ренессансной монументальной живописью. Занимался у Анри Шеффера (1847 г.), в течение двух недель у Делакруа (1848 г.), три месяца провел в мастерской Кутюра (1849 г.). В 1850 г. впервые выставился в Салоне («Пьета»). Но затем до 1859 г. ему не удавалось пробиться в Салон. Создал серию из десяти декоративных композиций для своего брата Эдуарда, в которых проявилось воздействие Шассерио. В Салоне 1861 г. Пюви де Шаванн получил вторую медаль за композиции «Война» и «Мир». Последняя была приобретена государством для Амьена. Не желая разделять эти работы, художник подарил городу «Войну» для установки в создававшемся Музее Пикардии. Так же, позже подарил «Труд» и «Отды

Pierre Puvis De Chavannes

1824 г. Лион
1898 г. Париж

Пюви де Шаванн — сын преуспевающего горного инженера. После обучения в лионском Лицее и по переезде в Париж (1840 г.) в Лицее Генриха IV готовился к поступлению в Политехническую школу, но не выдержал экзаменов. На него оказали решающее влияние две поездки в Италию в 1847-1848 гг. Там он познакомился с античной и ренессансной монументальной живописью. Занимался у Анри Шеффера (1847 г.), в течение двух недель у Делакруа (1848 г.), три месяца провел в мастерской Кутюра (1849 г.). В 1850 г. впервые выставился в Салоне («Пьета»). Но затем до 1859 г. ему не удавалось пробиться в Салон. Создал серию из десяти декоративных композиций для своего брата Эдуарда, в которых проявилось воздействие Шассерио.

Пьер Пюви де Шаванн. «Мир»
Пьер Пюви де Шаванн. «Мир»

В Салоне 1861 г. Пюви де Шаванн получил вторую медаль за композиции «Война» и «Мир». Последняя была приобретена государством для Амьена. Не желая разделять эти работы, художник подарил городу «Войну» для установки в создававшемся Музее Пикардии. Так же, позже подарил «Труд» и «Отдых» (1863 г.). Все эти и многие последующие произведения, напоминающие по внешнему эффекту фрески, написаны на холстах масляными красками с прибавлением воска, с тем чтобы холсты наклеивались прямо на стены. Художник создал большие циклы «фресок» для: 

  • Музея Пикардии в Амьене (1861-1865 гг., 1879-1882 гг.)
  • Музея изобразительных искусств в Марселе (Дворец Лоншан, 1867-1869 гг.)
  • Пантеона в Париже («Жизнь св. Женевьевы», 1874-1878 гг., 1897-1898 гг.)
  • Амфитеатра Сорбонны ( «Аллегория письменности, наук и искусств», 1887-1889 гг.)
  • Парижской ратуши («Лето», «Зима», 1891-1892 гг.; «Виктор Гюго, отдающий свою лиру Парижу», 1893 г.; двенадцать декоративных композиций: «Париж современный», «Старинный Париж», «Энтузиазм», «Промышленность» и др., 1894 г.)
  • Публичной библиотеки в Бостоне («Виргилий», «Эсхил», «Гомер», «История», «Астрономия» и др., 1893-1896 гг.).
Пьер Пюви де Шаванн. «Война»
Пьер Пюви де Шаванн. «Война»

Станковые произведения Пюви несут печать того стиля, который был выработан для стенописи. Им также свойствен аллегоризм, и в них сохраняются впечатления от ренессансных фресок. Лучшие из них отличаются размеренностью, величавостью и поэтичностью. Это восхищало Готье, Бодлера, Леконта де Лиля, РенуараМоне, Сёра, Гогена. Редкие портреты и изображения обнажённого тела отступают в тень перед тематическими композициями. В них видения «золотого века» («У источника», 1869 г.; «Священная роща», 1884 г.) перемежаются с религиозными сюжетами («Мария Магдалина в пустыне», 1870 г.; «Блудный сын», 1879 г.) и с современными аллегориями (навеянные осадой Парижа «Воздушный шар» и «Почтовый голубь», обе 1870 г.). К аллегориям принадлежат «Надежда» (1872 г.) и «Бедный рыбак»(1881 г.), одна из наиболее популярных картин в конце XIX века.

Пьер Пюви де Шаванн. «Священная роща»
Пьер Пюви де Шаванн. «Священная роща»

Пюви де Шаванн стоял в стороне от движения импрессионистов, хотя был очень дружен с Бертой Моризо (через неё познакомился с Мане и Фантен-Латуром). Поддерживал Базиля, восхищался Дега, с которым обменялся рисунками. Дюран-Рюэль, однако, выставлял его произведения рядом с импрессионистическими. С начала эпохи символизма молодое поколение стало смотреть на него как на учителя. Вместе с Роденом и Мейсоннье он в 1890 г. основал Национальное общество изящных искусств, отличавшегося большей терпимостью по сравнению со старым Салоном.

Пьер Пюви де Шаванн. «Бедный рыбак»
Пьер Пюви де Шаванн. «Бедный рыбак»
Благодарим за проявленный интерес к статье и надеемся, что вам всё понравилось! Также эта статья доступна на нашем сайте. Заходите, подписывайтесь и ставьте лайки — это положительно повлияет на развитие проекта Artistium.art 🙂