(Начало)
3. Человеческое сознание формируется только в обществе и является инструментом и результатом расширения опыта мысле-деятельности, в том числе познания и любви. Здесь «общество» можно понимать средой сознаний, содержащей опыт мысле-деятельности. А культура – это опыт продуктивной мысле-деятельности в социальности (см. дальше).
Сознание – это вселенский управляющий комплекс, отражаемый у нас в психике и мышлении в процессе само- и со-настройки. Отсюда – само- и со-стоятельность. А пред-стоятельность – это совесть. При этом начальная пред-настройка сознания осуществляется в конкретной культуре, сообществе, любви, в формировании языка. Процесс осознания включает в себя специфические по предмету мыслительные акты: рассудочность, думание, разумление. Их различие наиболее явственно в императивных формах: рассуди, думай, мысли.
Размышление есть процесс спонтанных и последовательных суждений. Способность выстраивать логичную, рациональную последовательность, связанную с объективными обстоятельствами – это рассудок. А сам процесс является переплетением дум и мыслей. То, что человек думает в связи с отношениями своего характера, в связи с оформлением отношений в социальности – это думание, дума. Размышление в уровне отношений между человеком и сферой идей и смыслов, сферой идеального – это уровень собственно мышления, как не бытового думания, а как высекающего смыслы в столкновении обстоятельств и человека. Здесь мысль связывает смыслы происходящего во всю глубину субъектного опыта, в том числе знания. И это связано с духовным состоянием, с совестью человека.
Итак, как приложение ментального аппарата, есть ум рациональный (рассудок). ум страстный (от характера) и ум идеальный, творящий (разум). Инициация их – это инициация сердца.
Характер – индивидуален. Мышление/думание – социально или контекстно обусловлено (и по генезису, и по процессу). Конечно, мысль и дума находятся в одном потоке; и различение происходит по факту (впрочем, и как для идеи или для стоимости, см. основной текст). Но мысль даёт возможность движения от страха к другим чувствам по каналу удивления (а не по каналу враждебности и антагонизма) – если нет пост-фактических рефлексий, если сердце открыто. Последнее является определяющим.
Социальная роль становится частью характера. Но важна свободная мысль, суть которой формулирование смысла; а основа такого процесса – совесть. Предощущение и выбор идёт через сердце.
Совесть есть априорное нравственное начало, априорное знание правильности поступка, априорное различение добра и зла. Это начало исходит из взаимосвязи всего со всем в их многообразии, направленной к единству (Единому). Свободная мысль – не либеральная претензия «социального дельфина», но мысль, обусловленная не материальными, а сугубо ценностно-смысловыми обстоятельствами реализации (раскрытия) души...