Как известно, человек – существо общественное. И каждому хочется, чтобы в обществе ему было комфортно. Но не всегда так получается. Здесь-то и нужен социальный интеллект.
Мерило положения человека в социуме (части общества) – это его социальная роль и социальный статус. Что это?
Социальная роль – это функция (назначение) человека в социуме, которая реализуется через его:
– поступки, поведение, деятельность;
– вербальные контакты (вербальное воздействие): коммуникации, общение.
Если человек изначально осознает и реализует свою социальную миссию – общественное предназначение, исходя из своих потребностей и возможностей, то он попадает с социальной ролью «в точку»! Но не так все просто…
Социальный статус – это достигнутая позиция, место, положение человека относительно других людей в этом социуме (обществе), которая определяется:
– результатом его деятельности – какие имеет признанные другими успехи;
– интра-факторами – свойствами личности: характер, темперамент, интеллект;
– экстра-факторами – внешними проявлениями: телесные (лицо, фигура), стиль одежды, манера поведения, речевые характеристики (громкость, тон голоса), доминирующие эмоции (эмоциональное ядро).
Как оценить свой социальный статус? Да, через отношения к тебе других людей – «Ты есть такой, как к тебе относятся люди»:
– как они поступают, ведут себя по отношению к тебе;
– как они общаются с тобой;
– какие эмоции испытывают: уважение/неуважение, презрение, зависть; любовь/ненависть; дружба/вражда; равнодушие.
И еще – социальный статус высок, если ты нужен людям, не так ли?
Конечно, отношения не статичны, т.к. меняются сами люди (в лучшую или худшую сторону) или ситуация, которая предъявляет новые требования к людям, их ролям, поведению.
Безусловно, социальная роль и статус взаимосвязаны и в значительной степени (хотя и не всегда) связаны с административно-организационным положением человека, например, начальник и подчиненный, отец и ребенок. Сила такого статуса зависит от уровня иерархии в обществе – чем выше, тем сильнее.
НО! В значительной степени они связаны с неформальной стороной социальных отношений: лидер/аутсайдер, свободный/ зависимый; открытый/ закрытый, ответственный/безответственный ...
Если мы хотим улучшить наше положение в том социуме, где находимся, то включаем социальный интеллект и направляем его на:
– исследование и анализ содержания социума: менталитет, культура, принципы, правила, ценности, нормы, архетипы, шаблоны, мода…
– исследование и анализ субъектов социума: внутренние и внешние личностные характеристики, поведение, результаты, отношения, роль и статус;
– поиск оптимальной для себя и приемлемой в социуме роли (гармония личных и общественных целей), планирование поведения, деятельности;
– адаптация (социальный эксперимент) и анализ реакции;
– корректировка социальной роли, поведения.
Вообще, надо сказать, что гибкость поведения – это полезное качество, оно убережет от многих проблем. С другой стороны, должна быть ассертивность как способность «стоять на своем», «гнуть свою линию», но, так скажем, «по деловому», не впадая в крайности и не создавая социальных проблем. Не так-то все просто и, однозначно, без интеллекта тут не обойдешься.
А результат работы социального интеллекта – социальное благо, эмоциональное удовольствие, радость в жизни, сотрудничество, взаимопомощь, ну и – экономические выгоды.