Найти в Дзене
Непопулярное мнение

Лысое противостояние в DMC

Оглавление
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Добро пожаловать на очередную статью из цикла “Восток и Запад на примере DMC” и сегодня у нас сравнение очередной пары персонажей. Аркхэма и Мундуса. Эти двое в оригинале DMC3 и в ребуте выполняют одну и ту же функцию: оба могучие лысые мужики с чрезмерной демонической силищей, которым надо сломать лицо прежде, чем Данте и Вергилий смогут схватиться в финальном махаче. Итак, кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики начинает новый раунд.
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Добро пожаловать на очередную статью из цикла “Восток и Запад на примере DMC” и сегодня у нас сравнение очередной пары персонажей. Аркхэма и Мундуса. Эти двое в оригинале DMC3 и в ребуте выполняют одну и ту же функцию: оба могучие лысые мужики с чрезмерной демонической силищей, которым надо сломать лицо прежде, чем Данте и Вергилий смогут схватиться в финальном махаче. Итак, кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики начинает новый раунд.

Не так-то просто быть злодеем

Тут у нас ситуация приятная. Это не как в случае с двумя Вергилиями, когда братишка из ребута не был достоин зваться даже бледной тенью оригинального гламурного подонка. Тут, скорей, ситуация в стиле противостояния Леди и Кэт, когда оба персонажа достойно выполняют свою роль в рамках истории.

И, знаете что? Мои личные симпатии на стороне Мундуса. Несмотря на то, что Аркхэм воплощает те штуки, которые лично я, НМ, очень и очень ценю, Мундус, чёрт возьми, внушает! С него и начнём.

Кто такой Мундус в DmC? О, мои малиновые штаны, он, чёрт возьми, главный мотиватор для Данте поднять свой зад с лавки. Он местный Тёмный Властелин. Повелитель легионов тьмы и всех распутных дам! Всю игру нам говорят посмотреть на него, проникнуться злобой и ужасом. Нас всеми силами убеждают в том, что Мундус есть злейшее зло, которое просто так, с полпинка не уничтожить.

И, в отличие от всех своих никчёмных шестёрок, вроде Боба Барбасса или суккуба из местной фирмы “Кока-Кола” дядя Мундус, действительно, выглядит угрозой. Нам не особо-то пытаются рассказать, как он дошёл до жизни до такой. Оно и понятно: тема ребута - это “предназначение”. Мундус, это классический образ таких историй про “предназначение”. Он этакий европейский дракон, жирным брюхом лежащий на целой куче сокровищ. И, одновременно с этим, он - воплощение угнетающего простой рабочий класс капиталиста. Очевидно, что писавший сценарий к игре речекряк, помимо либерализма нутрял ещё и ангсоц. Для не осознавших суть культурной отсылки, я просто скажу, что в XX веке в Англии были достаточно сильны и социалистические настроения, что логично для общества, пережившего капиталистического монстра викторианской Англии.

С точки зрения идеологии истории Мундус силён просто потому, что присосался к источнику силы. Проклятье, да нам даже в лоб были высказаны аналогии между финансовыми потоками и потоками силы! Да и сам образ Мундуса знаком советскому и постсоветскому человеку. Типичный жирный буржуин. Толстый. Мерзкий. Ох, с каким смаком авторы ребута подчёркивают мерзотность Мундуса. Весь он у них такой нечистоплотный, весь такой грубый, да даже со своей фавориткой совокупляется грубо и мерзко. И на саму женщину ему наплевать, лишь бы ребёнок был жив, но… проклятье, насколько Мундус вышел харизматичным.
С точки зрения идеологии истории Мундус силён просто потому, что присосался к источнику силы. Проклятье, да нам даже в лоб были высказаны аналогии между финансовыми потоками и потоками силы! Да и сам образ Мундуса знаком советскому и постсоветскому человеку. Типичный жирный буржуин. Толстый. Мерзкий. Ох, с каким смаком авторы ребута подчёркивают мерзотность Мундуса. Весь он у них такой нечистоплотный, весь такой грубый, да даже со своей фавориткой совокупляется грубо и мерзко. И на саму женщину ему наплевать, лишь бы ребёнок был жив, но… проклятье, насколько Мундус вышел харизматичным.

Самоуверенный мерзавчик и великолепный мерзавец

Тут есть один важный элемент. Очень часто таких, как Мундус стараются изображать слабыми. Сильными только благодаря деньгам, армии, артефакту или ещё какому-нибудь другому подобному элементу. Однако, несмотря на наследие социалистическо-пролетарских настроений, в современной Великобритании (по крайней мере, современной авторам игры) социализм не победил. Бриташка капиталистическая. И глава корпорации в традиционных капиталистических историях, не добивается финансового успеха, если он мерзотный и слабенький.

Он может быть мерзотным. Но он обязан быть сильным.

На начало сюжета Мундусу вообще наплевать на Данте. Мундус болтов не пинает. Он занят важными делами. Он крутит финансовые и демонические потоки. Он продвигает в массы товар дочерних фирм, промывает мозги населению, кредитует всех и каждому. Мундус строит империю. Его положение на начало игры немного парадоксальное. Его статичность равна динамике. Он находится “на своём месте”. Но если для той же Кэт быть “на своём месте”, означает “быть пассивной до изменения внешних условий”, то для Мундуса быть “на своём месте” означает “крутиться в мире бизнеса, постоянно двигаться и создавать условия”.

Именно поэтому Мундус, буквально, уделывает абсолютно любого другого поименованного персонажа истории, как персонаж. Потому что Мундус даже в своём статичном состоянии динамичен. Его предназначение, это не просто “сидеть в большой башне и ждать героя”, а “крутить финансовые потоки”.

Несомненно, Мундус, буквально, сидит в башне. Буквально, ждёт героя, который его сразит. Но авторы слишком хорошо понимают, откуда берутся деньги у таких вот “злодеев из башни”. А потому они, по сути, оживили его. Ирония. Ирония в том, что авторы, похоже, не слишком хорошо понимают, как живут нищеброды из старых “домов на колёсах”. Ведь в их интерпретации “нищеброд-Данте” ходит по гламурным клубам, не работает и совсем не парится, когда его жильё разносят в хлам.

Мундус вышел более живым, чем сам Данте.

Аркхэм из DMC3 тоже болтов не пинает. В DMC3 вообще никто не пинает болтов из поименованных персонажей. Ведь тема DMC3 это “амбиция”. Данте амбициозно строит малый бизнес. Вергилий амбициозно пытается получить MOR PAWAH. Леди амбициозно хочет прихлопнуть того, кто сильнее её. А Аркхэм уже во время своего первого появления на экране прямо заявляет, что состоит в элитной тусовке Вергилия. Аркхэм тоже хочет MOR PAWAH. Именно потому эти двое долгое время проводят вместе.
Аркхэм из DMC3 тоже болтов не пинает. В DMC3 вообще никто не пинает болтов из поименованных персонажей. Ведь тема DMC3 это “амбиция”. Данте амбициозно строит малый бизнес. Вергилий амбициозно пытается получить MOR PAWAH. Леди амбициозно хочет прихлопнуть того, кто сильнее её. А Аркхэм уже во время своего первого появления на экране прямо заявляет, что состоит в элитной тусовке Вергилия. Аркхэм тоже хочет MOR PAWAH. Именно потому эти двое долгое время проводят вместе.

Серый кардинал

Если Мундус это”главный злодей” в классическом его понимании, более могучий, чем главный герой, более зрелый, чем главный герой, и более финансово обеспеченный, то Аркхэм - это злодей-трикстер. А самое главное… в отличие от Мундуса, Аркхэм представитель изначально угнетённого класса.

Если в британской истории пролетарий Данте воюет против капиталиста Мундуса, чтобы вернуть то, что было отнято у пролетариата, то в японской истории простолюдин Аркхэм обманом отнимает у дворян Данте и Вергилия то, что было их по праву. В обеих историях имеется прямая аллюзия на революцию, но насколько разное отношение к этой теме в традиционалистичной (по крайней мере, на момент выхода DMC3) Японии и в стране Запада, считающей себя продвинутой.

Тем не менее, аллюзия на революцию не самое главное, что есть в Аркхэме. Главное, что в нём есть, это то, насколько жирная у него амбиция. Она самая жирная из всех.

Амбиция Вергилия? Он просто хочет стать подобным своему отцу.

Амбиция Данте? Он просто хочет стать нормальным членом общества.

Амбиция Леди? Банальная месть.

Амбиция Аркхэма? Возвыситься над всеми людьми и даже над большинством демонов, поглотить силу одного из самых могущественных демонов мира. И он не остановится перед этой амбицией. Никогда.

Просто сравните внешность Аркхэма и Мундуса. Помимо очевидного различия в толщине талии (жирный капиталистичный Мундус и тощий, как жердь, простолюдин Аркхэм) у них есть ещё одно важное отличие. В эмоциональности. Взгляните в эту эмоциональную морду Мундуса. Он злорадствует. Злится. Веселится. А по мине Аркхэма прочитать его эмоции нельзя. Ни по одной из двух.
Просто сравните внешность Аркхэма и Мундуса. Помимо очевидного различия в толщине талии (жирный капиталистичный Мундус и тощий, как жердь, простолюдин Аркхэм) у них есть ещё одно важное отличие. В эмоциональности. Взгляните в эту эмоциональную морду Мундуса. Он злорадствует. Злится. Веселится. А по мине Аркхэма прочитать его эмоции нельзя. Ни по одной из двух.

Шут

Эмоции Аркхэма хранятся глубоко внутри. Ведь эмоции помешали бы ему исполнить амбицию. Эмоции помешали бы убить свою жену. Эмоции помешали бы терпеть рядом с собой нахального высокомерного Вергилия. Аркхэм вынужден терпеть чужие заскоки, унижаться, выжидать.

И если вы думаете, что в своём альтернативном образе, в образе шута Аркхэм эмоционален, то это снова не так. Чёрт возьми, это же очевидно! Шут! Маска! Актёр! Шут не говорит то, что думает Аркхэм, эмоции гипертрофированы, как в цирке. И это не законы аниме. В DMC3 мало кто показывает свои истинные эмоции. Даже весёлый балагур Данте постоянно крючит весёлую мину, когда жизнь в очередной раз плюёт ему в лицо. И только шут гипертрофированно веселится, зубоскалит и пугается.

Аркхэм позволяет себе эмоции только тогда, когда уверен в победе. В пиковый момент ритуала и сразу после него. Всё остальное время Аркхэм либо подобен камню, либо изображает фальшивую актёрскую игру.

И что нам с вами даёт понимание сути главного лысого злодея в обеих частях? А оно помогает нам построить картину мира, на которую смотрят авторы. Это последний кусочек в головоломке. Любое произведение пишет автор, и по произведению можно “прочитать” личность автора. Разумеется, прочитать можно лишь приблизительно, между строк. Но ведь можно!
И что нам с вами даёт понимание сути главного лысого злодея в обеих частях? А оно помогает нам построить картину мира, на которую смотрят авторы. Это последний кусочек в головоломке. Любое произведение пишет автор, и по произведению можно “прочитать” личность автора. Разумеется, прочитать можно лишь приблизительно, между строк. Но ведь можно!

Восток против Запада

В DMC3 все проблемы начинаются, когда пара излишне амбициозных сволочей решила нарушить статус кво. Если бы не тандем Вергилия и Аркхэма, жили бы себе спокойно и Данте и Леди, и в ус бы не дули. Данте спокойно строил бы малый бизнес, а Леди не пришлось бы таскаться по демоническим подворотням в тактикульной юбке с кучей боеприпасов, выполняя мужскую работу.

DMC3, по сути, говорит, что мир - это хорошее место. И именно люди и их стремление к амбициям делает этот мир лучше или хуже. И не важно, насколько большой и сильный человек. Даже простой смертный мужик может стать кошмаром, даже простая смертная девчушка способна худо-бедно противостоять беде.

Мир ребута иной. Мир ребута изначально плох. Большой лысый козёл уже захватил мир. А светловолосый пижон в ассиметричном пальто не хочет изменить мир, а хочет лишь подменить бяку на вершине. Мир DmC плох, ужасен, отвратителен и несправедлив. Он нуждается в изменении.

Однако, простые смертные ничего не значат. Они пешки. Они пешки не только в руках Мундуса, но и в руках тех, кто с ним борется. Простая смертная девчушка ничего не может сделать для изменения мира. Она всего лишь жертва, либо помощник для кого-то по-настоящему сильного.

Мир DmC призывает, по сути, просто ждать героя. Мир DMC3 призывает стать героем. Мир DmC утверждает, что “не мы такие, жизнь такая”, мир DMC3 утверждает, что как раз именно “мы такие, и сами решили такими быть”.

Таково моё непопулярное мнение.