Найти тему
Физикос

Как по-настоящему звучит фраза про две бутылки на троих или три на пятерых?

В 2018 году мне довелось стать участником регионального конкурса "Учитель года". Я стал одним из пяти лауреатов этого конкурса. С тех пор меня часто привлекали как эксперта на различные конкурсные площадки. В этом году я был членом так называемого Большого жюри, что очень лестно и почетно.

В конкурсе приняло участие 27 человек. На одном из конкурсных испытаний мое внимание привлек учитель истории. Речь идет о мастер-классе.

При виде этого учителя возникал, так называемый, когнитивный диссонанс. С одной стороны, ты видишь обычного учителя, ничем не отличающегося от других, с другой - это очень мудрый, здравомыслящий педагог. Суть его мастер-класса была в том, что для того, чтобы ученики могли запоминать сложный материал, необходимо придумать (продумать) некие "маячки", которые западали бы в сознание обучающихся.

Вот как он привлек и зацепил внимание членов жюри.

Вначале своего выступления он показал видеоролик о том, как современные люди не знают историю и спросил: "А если бы эти вопросы задавали моим ученикам, смогли бы они на них ответить?". Далее он повествует о том, что, наверное, - нет.

Тогда он задумался, о том, как сделать любой материал запоминающимся.

Вот, какую цитату он привел для привлечения внимания к своему выступлению:

"Один из моих учителей, великий Израиль Моисеевич Гельфанд, говорил так: «Люди думают, что не понимают математику, но все зависит от того, как объяснять. Если вы спросите пьяницу, какое число больше — 2/3 или 3/5, он вам не сможет сказать. Но если вы переформулируете вопрос: что лучше, две бутылки водки на троих или три бутылки водки на пятерых, то он сразу же найдется: конечно, две бутылки на троих». 
Эдуард Френкель, "Любовь и математика" 

Безусловно, всем понравилась эта фраза. А я задумался над тем, действительно она существует в таком виде?

Скачав книгу Эдуарда ФРЕНКЕЛЯ "Любовь и математика", я смог узнать о том , как звучала эта фраза по-настоящему.

Давайте разбираться.

Для начала, об авторе, Эдуарде Френкеле. Вот, что он пишет в предисловии.

Представьте себе, что в школе вас заставляли посещать «уроки искусства», где вас учили только лишь как покрасить забор и никогда не показывали произведения Леонардо да Винчи и Пикассо. Смогли бы вы при этом научиться ценить искусство? Захотели бы вы узнать о нем побольше? Сомневаюсь. Скорее всего, вы отзывались бы о подобных уроках примерно так: «Эти уроки искусства в школе были пустой тратой времени. Ведь если мне понадобится покрасить забор, я просто найму подходящего человека*. Разумеется, это звучит нелепо, но именно так математика преподается сегодня, так что в представлении большинства из нас она стала интеллектуальным эквивалентом наблюдения за сохнущей краской. При этом, в то время как произведения величайших мастеров живописи доступны для всех, математика великих мастеров остается тайной за семью печатями.

А вот еще.

Когда я рос, я не знал о существовании скрытого мира математики. Как и большинство людей, я полагал, что математика — сухой, скучный предмет. Однако мне повезло: учась в выпускном классе школы, я познакомился с профессиональным математиком, который открыл для меня этот волшебный мир. Я узнал о том, что математика полна бесконечных возможностей, что по элегантности и красоте она не уступает поэзии, живописи и музыке. Я влюбился в математику.

А теперь вернёмся к изречению Гельфанда.

На странице 16 книги "Любовь и математика. Сердце скрытой реальности" во введении есть фрагмент:

Отрывок книги "Любовь и математика"
Отрывок книги "Любовь и математика"

В тоже время, на странице 87 вышеуказанное высказывание описывается Френкелем так.

У него также была привычка произносить продолжительные речи на различные темы (зачастую даже не связанные с обсуждаемым материалом), рассказывать анекдоты, всевозможные истории, многие из которых действительно были весьма занимательными. Именно там я услышал присказку, процитированную во введении: пьянчужка не знает, что больше — 2/3 или 3/5, но он знает, что две бутылки водки на троих — лучше, чем три бутылки водки на пятерых. Одной из отличительных особенностей Гельфанда было умение перефразировать вопрос, заданный другим человеком, так, чтобы ответ сразу же стал очевиден.

Вот так, друзья мои, однажды услышанная фраза может заинтересовать настолько, что потом захочется найти её в первоисточнике, чего бы это ни стоило. Хочу добавить, что книга мне очень понравилась. Она действительно пробуждает интерес к учению не только математики, как науке, но и любой предметной области.

Всем добра.

А учитель действительно классный!