"Часть Ноль" - немного неожиданный заголовок. Дело в том, что начав писать серию заметок о японской "тяжелой" сцене и о популярных японских хард-рок и хэви-метал группах, я ожидаемо столкнулся с проблемой невозможности рассказать историю, не осветив предварительно предысторию. Рассказ о самой популярной группе японского хэви был оставлен ради групп, которые начали карьеру несколькими годами раньше. Но эти группы начали возникать на волне успеха гастролей в Японии в первой половине 70-х годов прошлого века зарубежных рок-звезд. А что было до этого? Недолгие размышления привели меня к прото-хард и метал коллективам конца 1960- начала 1970-х. А так как начало рассказа всё время сдвигалось к более ранним датам, то название "Часть Ноль" показалось мне уместным.
Одной из самых известных культовых японских команд тяжелого / блюзового / психоделического рока начала 70-х годов была Speed; Glue & Shinki, состоявшая из трех необычайно талантливых, высоченных (под два метра), длинноволосых разгильдяев смешанного происхождения. Басист Glue (Masayoshi Kabe) был наполовину французом, ударник/вокалист Speed (Joey Smith) - филиппинцем, гитарист Shinki (Shinki Chen) был наполовину китайцем. Название группе дали употребляемые участниками вещества.
Speed, Glue & Shinki начинались как детище импресарио Atlantic Records Икудзо Орита (Ikuzo Orita) и гитариста Шинки Чена. Тому был всего 21 год, но он уже считался "японским Хендриксом", благодаря резюме, в котором была работа с интересными интерпретаторами британского блюза Power House, психоделическими прог-рокерами Food Brain, участие в японской постановке знаменитого рок-мюзикла "Hair" и альбом, выпущенный под собственным именем "Shinki Chen & Friends", и, кстати, как и единственный альбом Food Brain "Bansan (Social Gathering)", на японском подразделении фирмы Polydor, которое в тот момент возглавлял Орита.
Ютуб-канал Rainbow Rock Club 70's. Образец творчества Food Brain.
Ютуб-канал ILP0STIN0. А это вещь с сольника Чена.
Первым в партнеры для участия в новом проекте дуэт Ориты и Чена выбрал харизматичного и уважаемого басиста Масаёси Луиза "Glue" Кабе, известного участием в группе The Golden Cups и уже игравшего с Шинки в Food Brain. Филиппинского певца-барабанщика Джоуи Смита Шинки обнаружил выступающим в торговом центре в Йокогаме. Шинки и Масаёси, очарованные мастерством Джоуи в игре на барабанах и его западным внешним видом и вкусом, убедили Смита взять на себя важную часть их проекта.
Большинство песен обоих альбомов группы были не только спеты, но и написаны Джоуи, который считал своим учителем игры на барабанах и кумиром, никого иного как Джинджера Бейкера. А поскольку два других члена группы уважали Эрика Клэптона и Cream, то вполне естественно, что их продукция получилась блюзовой и психоделической. Альбом по названием "Eve" вышел в 1971 году.
Однако критика приняла альбом неблагосклонно. Радикальное музыкальное видение группы и более чем непрозрачные намеки на фармацевтическую составляющую их творчества не были признаны за плюсы. Зато были отмечены сырость, рыхлость и шаблонность материала.
Коммерческий провал и непопадание в чарты усугубили ситуацию. Кабе перестал участвовать в делах группы после всего лишь нескольких публичных выступлений. Гораздо более целеустремленный Джоуи сумел уговорить хронически немотивированного Шинки вернуться в студию. Хотя Масаёси Кабе и продолжал фигурировать как участник, но были приглашены и сессионные музыканты: Майк Ханопол (Mike Hanopol - bass, keyboard), Шигеки Ватанабе (Shigeki Watanabe - keyboard) и Хироси Огучи (Hiroshi Oguchi - drums). Основной вклад в создание одноименного с названием группы двойного альбома внесли Смит и его приятель Ханопол, а гитара Шинки была в основном сэмплирована из предыдущих записей. Хотя была и пара оригинальных гитарных работ, тоже оставшихся от записей "Eve".
На релизе вышедшем в начале 1972 года блюз вновь соседствовал с психоделией и прогом. И вновь диск не получил признания. Это был крах, усиленный неприятием наркоманских привычек Смита со стороны Шинки и Кабе. Смит и Ханапол отправились для продолжения карьеры в Манилу, где играли в местной культовой команде Juan de la Cruz Band. Шинки Чен в дальнейшем ничего не записывал как полноправный участник, работая лишь как безымянный сессионный музыкант, время от времени давая редкие концерты. Кабе получил свою долю известности и славы с группой Pink Cloud.
Как это часто бывает, легенда группы была создана посмертно. Выяснилось, что Speed; Glue & Shinki вовсю использовали прото-металлические элементы, которые позже стали обычными в doom и stoner metal, такие как тяжелые риффы, искаженные гитары и общую темную атмосферу. Что они были одними из пионеров психоделии, прога и тяжелого блюз-рока в Японии. А критика и коммерческий провал... Что ж бывает. Нет пророка в своем отечестве.
25 декабря 2019 года оба альбома группы были официально переизданы на виниле компанией Atlantic, что стало первым официальным виниловым переизданием альбомов за почти 50 лет.
Продолжение предыстории японского хэви-метала будет...