Найти в Дзене

Тень, или Что рассказал о мальчике из 1930-х его сверстник-2020

Музыка горазда на неожиданности и откровения. Так, маэстро Юрий Башмет с «Солистами Москвы» открыл серию онлайн-концертов в Московской консерватории программой, где центральное место занял опус Шуберта «Смерть и девушка». Знатокам музыки известно, что свет (читай – избавление) в этом сочинении тяжело болевшего композитора несет кончина – когда жизнь становится невыносимой мукой… Но все-таки обратимся к темам более живым. 23.03.2020. Концертный зал имени Чайковского. Варвара Мягкова, фортепиано. В. Задерацкий. Восемь прелюдий из цикла «24 прелюдии для фортепиано». 24.03.2020. Никита Мелихов, фортепиано. Б.Гольц. 24 прелюдии. Скерцо. Э. Шульхоф. Сонаты №№ 1, 2, 3. Волею Варвары Мягковой и Никиты Мелихова я на два вечера перенесся из нынешней специфической реальности в 30-е годы прошлого века. Огляделся там, вчувствовался – ну и вернулся. Вчувствоваться было не так уж сложно. Мягкова – что дух животворящий. Из-под ее пальцев, питаемых сердечной отзывчивостью, в слушателя онлайн-тран

Никита Мелихов исполняет прелюдии Бориса Гольца
Никита Мелихов исполняет прелюдии Бориса Гольца

Музыка горазда на неожиданности и откровения. Так, маэстро Юрий Башмет с «Солистами Москвы» открыл серию онлайн-концертов в Московской консерватории программой, где центральное место занял опус Шуберта «Смерть и девушка». Знатокам музыки известно, что свет (читай – избавление) в этом сочинении тяжело болевшего композитора несет кончина – когда жизнь становится невыносимой мукой…

Но все-таки обратимся к темам более живым.

23.03.2020. Концертный зал имени Чайковского. Варвара Мягкова, фортепиано. В. Задерацкий. Восемь прелюдий из цикла «24 прелюдии для фортепиано».

24.03.2020. Никита Мелихов, фортепиано. Б.Гольц. 24 прелюдии. Скерцо. Э. Шульхоф. Сонаты №№ 1, 2, 3.

Волею Варвары Мягковой и Никиты Мелихова я на два вечера перенесся из нынешней специфической реальности в 30-е годы прошлого века. Огляделся там, вчувствовался – ну и вернулся.

Вчувствоваться было не так уж сложно. Мягкова – что дух животворящий. Из-под ее пальцев, питаемых сердечной отзывчивостью, в слушателя онлайн-трансляции проникало все тогдашнее. Изначальный бодрый темпоритм тех лет. И железная пята, надвигающаяся на личное пространство; а надвинувшись – тщательно и пристрастно его сканирующая. И поиск точки душевной опоры. И почти космическая, экзистенциальная, обращенная в вечность, медитация на оставшемся в частном пользовании краешке души…

Тягот Всеволод Задерацкий хлебнул через край. Репрессии, ссылки. Знал, что почем.

А на следующий день нежданно-негаданно я услышал музыку не мужа, но мальчика из 30-х. Причем замечательна и предыстория этой нежданности.

Никита Мелихов, студент-четверокурсник Московской консерватории, пригласил послушать его программу. Вы скажете, мало ли студентов-пианистов – что, каждому отде[A1] льное внимание уделять?

Но! Этот молодой человек сделал предложение, от которого невозможно было отказаться.

Во-первых: Мелихов исполняет то, чего нынче не играет практически никто. Из его сверстников уж точно. Я взглянул на пару-тройку концертных афиш его класса – все делали выбор из более-менее расхожего репертуара. И только Мелихов норовил взять то Г. Попова, то Шульхофа, то Гольца. «Мне это интересно!» - почти с вызовом пояснил Никита. - Хотя понимаю, для маркетинга выбор малоперспективный».

Во-вторых: пианисты обычно составляют программу как исторический экскурс. А Мелихов проложил параллели. И какие…

Оба выбранных Никитой композитора погибли в 1942-м. Борис Гольц 28-летним – от голода в блокадном Ленинграде. Эрвин Шульхов 47-летним – от туберкулеза в баварском концлагере; он, чешско-немецкий еврей, был, можно сказать, композитором прокоммунистическим и даже просил перед Великой Отечественной советского гражданства.

Сегодня я полдня переслушивал прелюдии Гольца. Просто не могу оторваться. Красота необыкновенная! В них, да, есть и знакомая мелодика советского официоза 30-х – но сколько же еще и света, нежности, искренности, радости жизни! Но главное – потрясающее обращение с музыкальной светотенью. Гольц, конечно, не знал многого из того, что испытал и пережил Задерацкий. Что вы хотите - он сочинял прелюдии 20-летним мальчишкой, наверняка почти восторженным. И у него почти нет густых темных красок. Зато у него другое: тень будто выкрадывается из-за угла и незаметно накрывает обитель света. Да и такого не очень много. Предчувствие, не более. В 1933-35 гг. написано. Но такое юношеское предчувствие дорогого стоит.

Другого такого музыкального документа о том времени и нет, пожалуй.

А потом, в параллель, Мелихов играл Шульхофа. Композитор и пианист, он жил и работал в Чехии, Франции, Германии; можно сказать – был гражданином тогдашней Европы, с хорошо развитым социальным слухом. Не стану детально вдаваться в содержание трех его сонат, написанных в середине 20-х. Мне они показались довольно однородными и весьма в духе Хиндемита, знакового композитора германских улиц.

Только два слова – как квинтэссенция того, что сообщил моему слуху из тех времен Шульхоф. Человек – это пластилин, судьба или власть вольны лепить из него что угодно. А уж он, не сомневайтесь, - срезонирует, отзовется с готовностью.

Не хочу педалировать некие выводы из услышанного. Текущий момент к этому не располагает. Но стоит задуматься: каковы нынче мы – и каков мир вокруг нас.

Прелюдии Всеволода Задерацкого в исполнении Варвары Мягковой можно послушать здесь https://meloman.ru/concert/domashnij-sezon-br-pryamye-translyacii-koncertov-bez-publiki-158454782178/

Прелюдии Бориса Гольца можно послушать здесь https://www.youtube.com/watch?v=k1WSJWpVvig#action=share