Этой статьёй продолжаю цикл публикаций, посвящённый моему недавнему велопутешествию по маршруту "Краснодар - Темрюк - Керчь - Феодосия - Коктебель - Судак - Бахчисарай - Симферополь" с пешеходными вкраплениями. В этой главе - о втором дне путешествия по дорогам Кубани и Тамани. Начало здесь: Глава 1 | Глава 2 | Глава 3
Когда я проснулся и глянул в “окошко” палатки, мне стало страшно. Вся москитная сетка была утыкана комарами с плотностью 1 штука на квадратный сантиметр. Представили? Пулей выскакиваю из этой засады и совершаю ритуальные танцы, совмещая их одновременно со сбором палатки и упаковкой багажа. Разумеется, вечером об ужине и утром о завтраке не могло быть и речи. Нужно отсюда поскорее убираться, но как? Колесо за ночь спустило напрочь. Есть вторая жертва Богу путешествий - ею стала камера переднего колеса.
Выбравшись на дорогу, захожу на территорию насосной станции. Видимо, вибрация и шум машин как-то отгоняют кровопийц, и тут нет ни одного комара. Спокойно меняю камеру и еду. И вспоминаю прошлогоднюю поездку, когда утром второго дня велосипед не ехал вообще. А ведь у меня сегодня по плану почти девяносто километров. Кстати, за прошлый день, с учётом всех кругов по Краснодару, вместо запланированных 80 было сделано 120.
Велосипед не едет вообще, еле-еле выдерживаю среднюю скорость около 10 км/ч. Где-то впереди меня ждёт Азов, а пока я в самом сердце Кубани. Хочется кушать, но останавливаться и готовить - лень, а, главное, учитывая невысокий темп - не хочется терять время. И тут как по заказу - столовая! Завтрак из четырёх блюд пошёл мне явно на пользу. Десятиминутный “перекур”, снова в седло - и ого, поехало!
Как-то незаметно для себя проскочил станицу Троицкая. Собственно, сама станица ничем особо не примечательна, но отметил про себя архитектуру: очень много частных домов построено явно до революции, с характерной кладкой красного кирпича. Под ногами - почти что в буквальном смысле - жителей Троицкой залежи чистейшей артезианской воды. Тут построен водозабор, на котором “висят” Крымск, Славянск и Новороссийск. А ещё тут стоит единственный на всю Россию йодный завод, при котором даже музей имеется. Такой местный Клондайк.
После Троицкой - короткий выезд на шоссе, который выдался крайне неудачным. Во-первых, начался тягун. Во-вторых, навигатор показал мост через реку Кубань. Знаю я эти чёртовы мосты, ездил по ним в прошлом году. Кубань река судоходная, пусть и не для круизных теплоходов. А берега у неё очень низкие. Стало быть, чтобы пропускать суда, все мосты нужно строить “горбатыми”. И взбираться на такой горб приятного мало (я тогда ещё даже представить не мог, какие “горбы” меня в Крымских горах ждали!). Плетусь себе в этот горб - дорога узкая, обочин нет, и тут: “бах!” А потом: “шшшш”. Останавливаюсь - пробило заднее колесо. Бог путешествий, может пора остановиться?
Пешком спускаюсь с моста, и делать это ещё менее комфортно, чем верхом. Я стал “шире”, а дорога осталась такой же узкой. Кое как доковылял до спуска и ближайшего перекрёстка, и остановился на берегу Кубани ремонтироваться. Благо, в том же “Декатлоне” вместе с насосом был приобретён ремкоплект. Как в воду глядел! Достал и стал чинить. Комары тоже достались и стали кусать. Починился, собрался, и в путь.
На излучине Кубани, вдоль которой я ехал уже второй день, достаю фотоаппарат для эффектного снимка. Щёлк - а батарейка-то села. Но ничего, я же помню, где лежала вторая! Открываю рюкзак - а её там нет. Перерыл всё - нет! Начинаю восстанавливать в памяти события утра и понимаю, что скорее всего выложил и не положил обратно батарейку у места последнего ремонта. До него километра два. Туда - обратно уже четыре. Плюс время на поиски. Заказ новой батарейки на Али экспрессе за 500 рублей перевешивает довод вернуться обратно и найти старую, тем более что одна батарейка у меня есть, и в целом я ею обойдусь и в дороге, и на марафоне. Бог путешествий и не думал останавливаться.
Сокращая дорогу ввиду экономии времени и длительности запланированного перехода, обхожу станицу Анастасиевскую стороной, и через хутор Ханьков сразу выхожу на хутор Коржевский. Ну, то есть как - сразу? В Ханькове была сделана вынужденная остановка, в ходе которой старая батарейка была подзаряжена, а сам я ужален осой, слава Богу, без последствий. К этому времени солнышко заняло своё место в зените и стало жечь немилосердно. Воздух поплыл. Жарило отовсюду. Жарило с неба, на котором не было ни единого облачка. Жарило от дороги, которая, будучи белой, как лист бумаги, прекрасно отражала солнечные лучи. Жарил даже воздух, который оставался абсолютно недвижимым.
Анастасиевская, о которой я готовился сделать небольшую зарисовку и где я планировал пообедать, осталась по правую руку, километрах в двух. Названная в честь Анастасии Михайловны Романовой, вышедшей замуж заграницу и счастливо избежавшей в годы революции участи царской семьи, станица дала начало полкам, штурмовавшим во Вторую Мировую центр Берлина - Гестапо, Министерство авиации, Имперскую канцелярию и личный бункер Гитлера. Здесь была сформирована 301-я Сталинская ордена Суворова 2-й степени стрелковая дивизия.
Вообще, тема Отечественной войны неотрывно будет сопровождать меня всю дорогу, я ещё не раз к ней вернусь. На Кубани велись жестокие бои, Кубань, как и Крым, успела побывать в немецкой оккупации. Здесь в каждой деревне, на каждом хуторе и в каждом ауле, без преувеличения в каждом, есть уроженец - герой Союза, а то и не один.
Во второй половине дня выезжаю в хутор Коржевский. Здесь проходит незримая граница, отделяющая Тамань от Кубани. Он стоит в створе Таманского полуострова. Отсюда до Чёрного моря - до посёлка Витязево - 45 километров. До берега Азова, до станицы Голубицкой - тридцать. Но это уже знакомые места. Я здесь был в прошлом году, и навигатор можно выключать - дорогу я помню прекрасно. Путешествие по незнакомым местам всегда манит открытиями и свежими пейзажами, но психологически больше устаёшь, потому что нет знакомых глазу маркеров, отсчитывающих расстояние. Путешествие по знакомым местам свежестью порадовать не может, но здесь другое - тепло от этих мест, ты их узнаёшь, ты понимаешь, что переход близится к концу. Психологически становится проще ехать.
Названий забавных, кстати, тут хватает. Сразу за Коржевским - посёлок с потрясающей вывеской: “Светлый путь Ленина”. Ума не приложу, как его не переименовали до сих пор. Просто чудесный советский артефакт. Правда, вопреки названию, путь у этого поселения не всегда был светлым. Историческое название села - Павленковы хутора. Пришедшая сюда Советская власть раскулачила местное казачество и сослала его в Сибирь, а хутор заселила переселенцами из коммуны “Светлый путь Ленина”. Но счастье было недолгим: как в годы Гражданской “красные” выгнали отсюда “белых”, так в годы Отечественной “коричневые” выгнали отсюда “красных”. Вернулись наши люди сюда в 43-м, после снятия оккупации. И фактически отстроили хутор заново. Название сохранили.
Что меня поразило - так это доброта и искренняя заинтересованность людей в моём путешествии. Меня останавливали, расспрашивали, желали удачи. В кафе возле Курчанской просто так налили кофе. Хозяин кафе - судя по всему черкес - живо интересовался маршрутом. А ещё меня поразило то, что здесь, в станицах, не пристёгивают велосипеды. Здесь не воруют! Это точно Россия?
Ближе к вечеру я проехал Курчанскую и въехал в древний Темрюк. Вернее, от древнего Темрюка нам осталась только история, раскопанная и восстановленная когда-то археологами и историками. В современном же Темрюке смотреть абсолютно не на что. Хотя история у поселения богатейшая. Начиналось оно как Генуэзская колония. Темрюк был фактически самым восточным форпостом Генуи на Тамани - двигаясь с Востока на Запад именно в Темрюке вы попадаете во владения средневековых итальянцев. Вернее - генуэзцев, ведь Италии, как единого государства, к тому моменту ещё не существовало. Генуэзцев сменяют турки, а турков - кабардинцы, князь которых - Темрюк Идарович - возводит здесь крепость имени себя. Князь этот был, между прочим, тестем и главным союзником самого Ивана Грозного. Но не долго музыка играла - в 1570 году крепость у Темрюка отжали крымские татары под водительством самого Девлет Герая. Того самого, который взял и сжёг Москву, и отправил зятя Темрюка “на сидение в Коломну”. И если бы не внутренние междоусобицы, заставившие Девлет Герая повернуть обратно, как знать, как бы называлась та страна, в которой мы сейчас живём. Побывавший здесь уже значительно позднее после описываемых событий шведский путешественник Иоганн Тунманн отметил, что город невелик и населён черкесами, евреями и армянами. С переходом в XVIII веке под русский протекторат здесь строится русская крепость, которая столетие спустя была разобрана за ненадобностью, и только в середине XIX века был основан непосредственно город Темрюк.
Я въехал в город буквально на закате, и до конечной точки - станицы Голубицкой - мне оставалось чуть более 10 километров. Поэтому я не отказал себе в удовольствии и забрался на главную местную высоту - гору Миска. Не только главную, но единственную - Военная горка не в счёт, она суть отрог Миски. На многих картах, в частности на Викимапии, Mapsme и OpenStreetMap Миска обозначена как грязевой вулкан. Местные же моим вопросом были крайне удивлены. Грязевой вулкан? Да, есть. В пяти километрах к востоку. Это к слову о точности навигаторов.
Музей на Военной горке это, простите, просто 3,14здец. Это глумление над историей и промышленностью нашей страны. Слава Богу, хотя бы вход сделали бесплатным. В прошлом году за то, чтобы попасть на территорию этого кладбища, нужно былозаплатить не то 100, не то 200 рублей. Платить? Да мне туда бесплатно-то заходить неохота. Ну коль вам хочется сделать музей под открытым небом, ну посмотрите, как это делают в других городах. Не хватает бабла на загранкомандировки - можно и по России прокатиться, благо удачных примеров достаточно. Техника в Темрюкском музее выглядит мёртвой. Именно мёртвой. Да, она свежевыкрашена, но на этом всё. Она мёртвая, я не знаю, как вам объяснить — это надо видеть. Даже в прилизанном и причёсанном Парке Победы в Казани техника выглядит живой. А здесь она мертва. Я даже не буду заикаться про её убогое состояние, такое же убогое благоустройству и просто адскую мешанину из военных и гражданских образцов техники и вооружения.
Спустившись с этой Голгофы, выхожу на шоссе, ведущее на паром. И первая же станица на нём - конечная на сегодня. Голубицкая. И эта дорога мне хорошо знакома. Солнце уже почти зашло, дует свежий ветер в спину, ход лёгкий, темп бодрый, асфальт ходко ложится под колесо. Через полчаса я выхожу на берег и молча здороваюсь с Азовом. Он отвечает мне упругим ветром и рёвом четырёхбалльной волны. Сегодня у меня по программе сон под аккомпанемент прибоя.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Проект "Путешествия"
Цикл "Крымская авантюра"
Глава 1. Флирт с судьбой | Глава 2. Добро пожаловать в Краснодар! | Глава 3. День первый