В России в прошлом году завели на треть больше дел по экономическим статьям, чем в 2018-м, сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей проанализировал данные СКР, МВД и ФСБ и насчитал порядка 320 тысяч дел.
Ровно год назад, 20 февраля 2019-го, Владимир Путин заявил: «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей», подтвердив курс на освобождение предпринимателей от постоянных проверок и угрозы административных и уголовных дел. Но на практике получается, что даже чисто статистически за год всё стало только хуже. Единоросс Рафаэль Марданшин уже заявил, что налицо «определенный саботаж».
При этом в публичной плоскости происходит явная либерализация: например, председатель ВС Вячеслав Лебедев предложил отдать экономические дела судам присяжных. Поправки в УК и УПК уже готовят. «Присяжные чисто по-человечески, исходя из своего жизненного опыта, понимания человеческих отношений должны сказать, был ли умысел в совершении преступления, специально ли человек это сделал или просто попал в такие обстоятельства, которые привели его к этому нарушению», — пояснял суть изменений Борис Титов.
Кроме того, прокуратура стала чаще возвращать следствию дела-пустышки, а по громким делам приговоры оказываются мягче, чем ожидалось.
Хоть общее количество дел и выросло аж на 37%, в суд в прошлом году передали почти столько же экономических дел, сколько и в позапрошлом, отметил Титов. То есть, дело есть, а расследование не ведется. Тоже мало приятного для фигурантов. Таким образом следствие оставляет за собой инструмент воздействия на бизнес. А дальше дело может, например, решиться возмещением ущерба или взяткой.
80% дел, по подсчетам аппарата омбудсмена, возбуждают по статьям о мошенничестве (ст.159-159.6 Уголовного кодекса), формулировка которых позволяет применять их в любой ситуации, когда не исполняются договорные обязательства. Правда, сюда входят дела не только против бизнеса, а, например, в отношении мошенников с банковскими картами.
Изменения трехлетней давности в статье 299 Уголовного кодекса позволяют предпринимателям отвечать на свое дело другим делом — о незаконном преследовании бизнесменов. Если в результате преследования ущерб компании превысил 1,5 млн рублей или ее пришлось закрыть, сотрудник органов может получить до десяти лет. Именно по этой статье УК преследуют полицейских по делу Голунова, но о громких делах по «экономической» части статьи неизвестно.
Что еще почитать:
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!