Кто первым предложил поощрять писателей и художников за произведения, прославляющие семейную жизнь? А ввести обязательный обмен справками о состоянии здоровья будущих супругов перед вступлением в брак? А бороться с наследственными и профессиональными заболеваниями? А увеличить налог на табак и спиртные напитки?..
Ответ: Альфред Плётц
Альфред Плётц родился 22 августа 1860 года в немецком, вернее, прусском городе Свинемюнде (ныне — Свиноуйсьце, Польша, ЕС), рос и пошёл учиться в школу в Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша, ЕС). Получив общее образование, Плётц продолжил обучение на факультете политической экономии в университете Бреслау. В 1879 году вместе с друзьями для «спасения нордической расы» основал тайное молодёжное расистское общество. Единомышленники, назвавшись Объединение (Verein) «Pacific», разработали план основания социалистической семейной общины — колонии на пангерманской основе на одном из островов в Тихом океане. Молодые расисты-социалисты и не помышляли уничтожать другие расы, мечтали лишь спасти свою.
Из-за преследования социалистов в рамках «Закона против вредных и опасных стремлений социал-демократии» (нем. Sozialistengesetz, Gesetz gegen die gemeingefährlichen Bestrebungen der Sozialdemokratie)
от 19 октября 1878 года, в 1883 году Плётц вынужден был переехать в Швейцарию, в Цюрих, где продолжил изучать политэкономию, а откуда
1 ноября отправился в США, чтобы присоединиться к Икарийской утопической коммуне (Icaria Speranza Community) последователей Этьенна Кабэ в Кловердейле (округ Сонома, штат Калифорния, США).
Но, прожив в ней полгода, полностью разочаровался в возможности подобного сообщества, осознав, что «расу» надо не только защищать,
но и улучшать. В 1885 году Плётц вводит в обиход словосочетание «расовая гигиена» (нем. Rassenhygiene), которое впоследствии, трансформировавшись в «расовую чистоту», приобрело несколько отличный от первоначального смысл.
В 1890 году в США Плётц получает степень доктора медицины, женится и переезжает в Спрингфилд, где семья проживает в течение следующих четырех лет, за которые Плётц изучает медицинские аспекты невозможности построения закрытой утопической коммуны.
Изучая труды Эрнста Геккеля и Чарльза Дарвина о половом подборе, Плётц теоретически выстроил собственный научно-обоснованный процесс воспроизводства усовершенствованных людей, призванный остановить вырождение и возродить былую мощь немецкой нации.
В 1905 году Плётц предложил создать в Германии общество расовой гигиены, и было основано «Берлинское общество расовой гигиены».
А в 1910 году — «Немецкое общество расовой гигиены», в которое вошли медики, зоологи, генетики, социологи, гигиенисты, антропологи, этнологи и учёные других направлений, интересующиеся проблемой. «Общество расовой гигиены» призывало к дружеским отношениям в семейной жизни, настаивало на искоренении факторов, препятствующих представителям определенных мужских профессий иметь детей. Общество требовало юридически разрешить аборты по медицинским показаниям и бороться с наследственными и профессиональными заболеваниями.
Перед Первой мировой войной в Германии издавалось шесть научных журналов по расовой теории. А в 1921 году там увидел свет первый учебник по генетике, который вобрал в себя всё, что было известно по теме на тот момент, в частности, что люди с низким уровнем умственного развития размножаются намного быстрее умных представителей человечества. Данное утверждение шло вразрез с теорией Дарвина, что «в недалёком будущем … цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы», подразумевая под ними народы, которым не присущи положительные социальные инстинкты. В 1921-м появилось «Международное объединение по расовой гигиене». В 1928 году в Мюнхене была основана профильная кафедра. К концу двадцатых годов наука об улучшении расы, с лёгкой руки сэра Френсиса Гальтона (1822—1911), получившая название, «евгеника», вышла за границы профессиональных дискуссий и стала широкого обсуждаемой.
22 августа 1930 года, в день семидесятилетия Альфред Плётц был удостоен звания почётного доктора Университета Мюнхена. Основанные по его плану «Общества расовой гигиены» ещё в 1931—1932 гг. подчеркивали значение наследственности и предупреждали о вырождении нации. Они обращали внимание на роль семьи, призывая к увеличению рождаемости и предоставлению налоговых льгот для семей с детьми.
Социализм или утопия?
Основополагающей для немецкой евгеники стала работа Плётца «Ценность нашей расы и защита слабых. Опыт расовой гигиены и её отношение к гуманным идеалам, особенно к социализму», согласно которой производить потомство должно разрешаться только достигшим полной половой зрелости, которая, по его мнению, наступает у мужчин в 26 лет, а у женщин — в 24 года. Супружеская пара, решившая обзавестись потомством, обязана придерживаться здорового образа жизни: правильно питаться, заниматься физической культурой и соблюдать режим. Если при соблюдении всех требований, ребёнок рождался слабым или ущербным, то специальной коллегией должно приниматься решение о его умерщвлении. При этом «родители, воспитанные в строгом уважении к интересам расы», не должны предаваться скорби, и если им будет позволено, «радостно и со свежими силами предпринять вторую попытку».
По Плётцу, женщины должны иметь право рожать не более шести раз, также лёгкому умерщвлению подлежат все дети, рождённые от матерей старше 45 лет или отцов старше 50-и. Естественно, следовать указаниям гражданам Великой Германии необходимо на подсознании. В связи с этим главной задачей педагогической системы по Плётцу является воспитание понимания, что общественное всегда выше личного, и беспрекословного подчинения индивида обществу. Помимо этого, следует максимально развивать физические и умственные способности подрастающего поколения, поскольку в конце обучения вступающие во взрослую жизнь юноши и девушки получали итоговую оценку, которая при вступлении в брак при сложении с оценкой супруга и делении на два определяла количество детей, возможное парой к воспроизводству.
Чтобы поставить всех детей в равные экономические условия, Плётц предлагал отменить наследственное право, дабы каждый индивид вступал в экономическую борьбу, вооружённый только своими врождёнными способностями и приобретёнными и усвоенными знаниями и навыками. Равные объёмы средств производства предполагалось выдавать на первых порах в виде кредита. Плётц был уверен, что более способные при равных условиях разбогатеют, а менее способные — обнищают и не смогут обеспечивать семью, соответственно, не вступят в брак и не будут иметь детей с их наследственностью.
Помощь государства индивидууму должна предоставляться только, если объект уже не участвует в размножении. Помощь немощным, слепым и глухим считалась противоестественной. Но величайшим злом и «напрасной тратой качественного материала» Плётц считал кровопролитные социальные революции, особенно, если целью провозглашалось равноправие для слабых. Зато межнациональные войны признавались способом выявить сильнейших от нации в целом до каждого индивида.
Единство идей и стремлений
Плётц приветствовал приход к власти в Германии национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером и даже написал в апреле 1933-го статью, в которой охарактеризовал Гитлера как человека, который выведет немецкую расовую гигиену из чащи на просторы, после чего в рейхсминистерстве внутренних дел под руководством Вильгельма Фрика образовали «Форум экспертов в области народонаселения и расовой политики» — экспертно-консультативный орган, в состав которого вошёл и Плётц.
В 1936 году Альфред Плётц стал профессором медицины, получил медаль Гёте — высшую германскую награду за достижения в науке и был номинирован на Нобелевскую премию мира, а в 1937 году в возрасте 77-и лет вступил в Национал-социалистическую рабочую партию Германии (НСДАП), получив партийный билет №4457957.
***
Альфред Плётц скончался 20 марта 1940 года. Спустя шесть лет его теории и их применение на практике признали преступными и были осуждены Нюрнбергским трибуналом.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!