Марк Шлямович:
Несколько лет назад меня позвали сыграть в «массовочном эпизоде» в фильме, который снимала в Литве режиссер Надин Трентиньян – дочь великого актера. В этом фильме главную роль исполняла ее дочь – актриса Мари Трентиньян.
К Мари в гости на время съемок приехал ее любовник – отличный парень, вежливый, всегда улыбчивый и абсолютно не заносчивый – культовый французский рок-музыкант, лидер и фронтмен №1 во Франции группы «Noir Désir». За несколько дней до съемки, Бертран, употребив смесь тяжелых наркотиков, убил свою подругу в гостиничном номере, но к делу и к впечатлению от знакомства это не имеет отношения.
Теплый денек, мы стоим в костюмах у свежевыкопанной могилы, я - ближе всех к камере, и вижу над ней маленького геккончика, безуспешно пытающегося вылезти. Дубль сделан, я спрыгиваю в могилу, спасаю маленькую ящерку и отпускаю в траву, и, вдруг меня осенило, я вспомнил, где мы встречались с Бертраном Канта.
Ленинград. Не помню какой год, кажется, май 1990-го, СКК им. В.И.Ленина. Концерт «КИНО», а в первом отделении: «Noir Désir» (Франция). Отличная команда, с которой Цой сотоварищи сдружились во время гастролей во Франции и которых «киношники» пригласили в Россию.
СКК переполнен - пик популярности «КИНО». Концерт накануне выхода нового, интригующего альбома, фаны скупили все билеты, я позвонил утром Марьяне, она обещала помочь. В назначенное время я с двумя друзьями стоял у служебного входа, таких, как мы там было много, но вышел Юра Каспарян и всех нас провел. Начинается концерт, зал забит «под завязку». «Noir Désir» - отличная группа, страстно исполняют свои интересные песни с уклоном в пост-панк, но в мелодичном плане - ближе к традиционным гитарам.
Фаны кричат: «Цой! Цой! КИНО! КИНО!» Потом начинают закидывать сцену разными предметами, в том числе опасными. Я видел, как железная гайка рассекла воздух совсем близко от лица гитариста. Концерт останавливается… На сцену выходит Цой и призывает публику не мешать концерту их друзей - замечательных французских музыкантов. Он сказал простые слова таким тоном, строго, но без пафоса, и многие были пристыжены.
Потом вышла группа «КИНО». Народ стоял «на ушах», но если сравнивать с теми концертами, которые мне удалось организовать или видеть в более интимной атмосфере, этот концерт произвел на меня более спокойное впечатление. Возможно, прозвучит крамольно, но в музыкальном плане «Noir Désir» на меня произвели куда большее впечатление...
И вот я в перерыве между съемками подхожу к Бертрану Канта и рассказываю об этом эпизоде, напоминаю о Викторе.
Канта в начале напряженно слушал, потом расцвел, стал радостно пожимать руку, и рассказывать, что Виктор был его другом, что он никогда его не забудет, их общие поездки во Францию останутся в его памяти навсегда и прочее.
Потом Бертран схватил меня за руку и потащил к Мари Трентиньян. «Мари, Мари, смотри, этот парень знал Цоя, и был на нашем общем концерте в Санкт-Петербурге!» - стал восклицать он ей. Мари посмотрела на меня, вежливо кивнула, улыбнулась и «ушла в себя», в подготовку к следующему эпизоду. Я не стал стоять над душой и вежливо отклонялся. А через несколько дней случилась такая трагедия…