Меня уже неоднократно спрашивали - не является ли пророчество о Великом Гончаре, приписываемое некоему Василию Немчину, служившему при дворе великого князя Василия Второго - еще одним пророчеством о Белом царе? Давайте разберемся.
Те из моих читателей, что знакомы с темой о Великом Гончаре, наверняка знают, что тему эту впервые представил астролог Павел Глоба, утверждающий, что в 1989-ом году он натолкнулся в Полоцком архиве на книгу пророчеств Немчина и переписал ее. Это, конечно, является не слишком твердой почвой для доверия. Особенно с учетом того, что обнаружить книгу так и не удалось, хотя Павел Глоба утверждал, что копии ее хранились в архивах Новгорода, Костромы и Томска.
Но давайте посмотрим на содержание документа. Когда оно впервые было опубликовано газетой "Комсомольская правда" (кажется в 2008-ом году), оно вызвало живой интерес, и до сих пор продолжает - и справедливо - привлекать много любопытных взглядов. Но сразу скажу вам мое отношение к этому документы, и почему я его считаю ценным, несмотря на то, что считаю его, в то же самое время, скорее всего... подделкой.
Так вот, если очень кратко, то Павел Глоба собрал воедино все пророчества о Белом царе, какие мог найти, и обобщил их в Великом Гончаре - хотя, как мне кажется, не совсем удачно. Но все равно документ этот имеет ценность, так как он в любом случае - в целом основан на прямых цитатах из других известных пророчеств о Белом царе, а также из апокалиптических отрывков Откровения и Даниила, на которые Павел Глоба попытался (довольно неудачно) нанизать имеющиеся у него факты о Белом царе.
Впрочем, я не хочу отказать Павлу Глобе в одном - в его повышенной интуиции. Если бы он был христианином, то его интуиция вела бы его "в Духе и истине", как сказал Иисус Христос. А так - его страшно болтает. Но давайте все равно будем уважать как интуицию этого человека, так и те документы, которые он собирает и выстраивает определенным образом в "пророчествах Немчина". Кстати, в русском языке великокняжеской, да и царской Руси имя "Немчин" давалось обычно иностранцам, живущим в России.
Для меня, когда я читаю это "пророчество" - нет проблем. Я с первого взгляда вижу - откуда взято то или иное предложение, та или иная идея. Давайте быстренько проведу вас через этот текст, и это поможет нам выявить главное, и отбросить шелуху. Начнем с приближения ко времени Великого Гончара.
"Будет смута великая во всём государстве. Будут шесть самозванцев, на одном из которых будет кровь правителя. Пять бояр, близких к царю, будут преданы суду. Первый боярин – судья. Второй боярин бежит за границу и будет там пойман. Третий будет воевода. Четвертым будет рыжий. Пятого боярина найдут мертвым в своей постели."
Здесь, конечно, Глоба играет с 17-ой главой книги Откровения, говорящей о сменяющей друг друга череде последних владык международного Вавилона. Только вот какое отношение это имеет к Белому царю? По правде - никакого. И в прочих пророчествах о Белом царе такой нудной прелюдии нет: он появляется неожиданно. Читаем дальше. Читаем, честно говоря, по большей части - белиберду:
"Придут самые страшные для России десять царей на один час (см. Отк.17:12-14. Дан.7:24). Опять - цитата из Откровения, аллюзия на Даниила - но неудачно перенесенная на Россию. Глоба выделяет особо "четвертого" из этих царей. И опять видно, как из одного Белого царя, из того, что известно о нем, лепится предваряющий его уродливый царек:
"Четвёртый (Дан.7:23) правитель из той династии будет ликом подобен коту (хитрый). От царя – кота поколеблется вера православная, в храмы войдёт бесовщина. Его долго не смогут вычислить. Он долго останется неизвестным, а потом станет исполнять роль слуги (народа). Великую загадку задаст он своим потомкам:
Наполовину лысый, наполовину волосатый правитель.
Маленький, который дважды сменит внешность.
Он будет дважды погребённый.
У него была смертельная рана, но исцелела. Он упал, но снова поднялся и стал мстить всем за своё унижение.
Человек, сидящий на двух столах (власти) соблазнит ещё пять таких же как он, но на четвёртой ступеньке лестницы (на 4 году правления?) они упадут бесславно."
Здесь у Глобы, естественно, смешивается Белый царь с его прямым антагонистом - антихристом. И получается транзитный царек, еще один. Глоба интуитивно понимает своего рода схожесть, параллельность почти этих двух помазанников - Божиего и сатаны. Но вместо того, чтобы, по христианской традиции, резко разделить их - Глоба вылепляет из смеси царя и антихриста - неких полуцарьков, по своему образу и подобию. Но все же интересно смотреть, как он мыслит, как использует традиционные, уже знакомые нам пророчества:
"Он будет у власти, когда на нём (у него) сойдутся две пятёрки."
Это пророчество неоднократно приводится в древних манускриптах в отношении к Белому царю. Глоба зачем-то отдает это еще одному полу-царю, предшествующему Белому царю. Еще раз: он, увы, распыляет пророчества о Белом царе направо и налево. Поэтому наша задача сложить их опять в корзинку Белого царя, где им и место:
"Три ветви древа сольются воедино и единое дерево будет."
Опять-таки, подобные этим слова приводятся в пророчествах о Белом царе. Означают они (на это указывает их контекст в других пророчествах), что Белый царь приводит ко Христу все три ветви монотеистической религии: заблудшее христианство, ислам и иудаизм.
Дальше, всвязи с этим "четвертым" (который на самом деле является и единственным) идет великая радость – возвращение короны. Принятие под корону всего большого дерева. Многие люди соберутся в старый город приветствовать нового человека, будет великая радость, которая закончится печально.
Тут опять укажу на верность и неверность рассуждений Глобы. Да, он прав в том, что конец Белого царя будет печален. Я неоднократно писал об этом - и далеко не исчерпал темы. Глобе, естественно, очень хочется видеть в Великом Гончаре именно (и только лишь) победоносность его действий - о чем пророчеств, слава Богу, хватает. Поэтому Глоба и полагает, что раз история какого-то царя заканчивается "печально" - это не может быть история Белого царя.
Но это лишь оттого, что Глоба, не будучи христианином, не может понять, что самая большая победа самого Великого Царя - Иисуса Христа - состояла не в чудесах и славе, а в крестном подвиге, в жертве Голгофской. Нечто подобное предстоит и Белому царю.
Далее пророчество Немчина поворачивается к антихристу, которого оно представляет как "человека из болота". Он выйдет из под земли, как нечестивый могильный дух, с силами тьмы, и на последнем из них будет печать Антихриста. Он произвеедт бесовские дела. Это - царь-упырь, кровопийца, у которого начало будет как у великого воина, а окончание плачевно – как у одержимого бесами детоубийцы.
Именем собачьей головы будут совершаться многие дерзости и казни. Собачьи дети будут терзать Россию. Бесы будут править Русью, но под другими стягами. Будет решительная битва сатаны на территории Руси. Россия окажется на грани распада и уничтожения, и под видом возрождения былого величия будет уничтожаться то последнее, что еще осталось.
Проблема тут в том, что "пророчество Немчина" и из антихриста делает несколько царьков - и мы видели только что тому пример. Он не понимает, что как Белый царь, так и антихрист - представлены в еденичном экземпляре.
После царя-упыря, гласит "пророчество", будет "тихий и кроткий государь, который останется последним из великих Государей. Когда страшная гибель будет грозить всем придет Стремительный Государь. Будет он душой и помыслами чист и обрушит свой меч на разбойников и воров. Hи один тать не избежит расправы или позора. ..."
Это, конечно, тоже взято из традиционного пророческого образа Белого царя. На этот раз даже Глоба не посмел разделить "кротость" и "мужественность" царя - на двоих. Оказывается, эти качества могут вполне уживаться в Белом царе.
Но в том-то и дело, что для Глобы - это еще не Белый царь. И даже следующий за ним - еще не Гончар:
"....... И потом посадят на престол несмышленого юношу, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси."
Это тот случай, когда человек (в данном случае - Павел Глоба) слышал звон, да не знает, где он. Я прекрасно понимаю, откуда и куда тут дует ветер. Кто-то из вас, уважаемые читатели, прочел мою статью "У премудрого Соломона есть единственное пророчество, и оно - о грядущем русском Белом царе". Записано оно в Библии, в книге Екклесиаста, написанной Соломоном. Екклеcиаст 4:13-16:
"Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!"
Здесь Глоба делает ошибочные выводы, что так как "позднейшие не порадуются им", то речь идет о "несмышленом юноше", хотя премудрый Соломон называет его "умным". Здесь сразу видно, как из библейского юноши-царя Глоба делает одного из предшественников этого царя, которого он называет Великим Гончаром. И этот почерк мы будем видеть и далее - во всем.
Еще раз: в понятии Павла Глоба, неосвященном христианством, существуют противоречия между такими, к примеру, понятиями, как "юноша" и "старец", как "глупость" и "жертва". Он не видит, что конец этого юноши, этого Белого царя - не падение, не глупость - а жертва. Он не видит, что в христианской традиции уже пастушок Давид был помазанным "старцем". Да многое чего не видит.
Впрочем, он понимает, что последний царь России выйдет на царство униженным, из неведения, из бесславия и гонения.
Есть еще интересные детали, которые приводит Глоба, и все они складываются им из кусочков образа Белого царя, и кусочков образа антихриста - а потому у него так много царей. Не буду утруждать вас всем документом, приведу лишь некоторые примеры. Глоба прекрасно понимает из тех пророчеств о Белом царе, что у него были (конечно, это не было "пророчество Немчина", а известные нам пророчества), что:
Его долго не смогут вычислить.
Он долго останется неизвестным, а потом станет исполнять роль царя.
Он будет дважды погребённый.
Он упал, но снова поднялся.
Он владеет особенной мудростью и даже "магией". Ему известны забытые и попранные людьми тайны природы и творения.
Интересно, что практически все эти вещи, как и другие, о которых пишет Глоба, представлены уже в имеющихся у нас пророчествах о Белом царе? Что же нового привнес Глоба? Да ничего, разве что разбил Белого царя на десяток осколков и представил вместо него образ Великого Гончара - сотворенным им по своему образу и подобию, смешанным из добра (образа Белого царя) и зла (антихриста).
Но пора закругляться. Добавлю, что в качестве связующего повествования Глоба использует взятые вырванные из контекста отрывки из книги Ездры, из 11-ой главы книги Даниила - что придает его языку видимость пророческого. Но на поверку оказывается, что человек, писавший эти "пророчеств" (и писались они явно недавно) "слышал звон, да не знает, где он".
Выводы
В общем, Павел Глоба, обложившись со всех сторон известными пророчествами о Белом царе, создал "сборную" легенду о Великом Гончаре. Проблем с этой легендой (не говоря уже о ее происхождении) - множество. Толкуя христианские источники с в общем-то языческой перспективы Глоба расчленил Белого царя на десяток недоцарей, а потом вновь соединил все это в фигуре Великого Гончара. Но все равно - интересно.
Позитивного в этих "пророчествах" Глобы я вижу только то, что даже язычник, заблуждаясь и падая, совершая ошибку на ошибке - все же чует, видит приближение Белого царя, а с ним - иного времени. Дай нам Бог войти в это время. А обо всех этих "хромых" и "рыжих" и "полу-волосатых-полу-лысых" царьках, которых предрекает Глоба перед приходом Белого царя - не переживайте. Они выскочили у него из того богатого и непонятного ему образа Белого царя, которого язычнику не вместить. Не будет уже никаких лысых и полу-лысых и хромых. Следующая остановка - Белый царь.