Фильм-притча о великой любви и великой иллюзии, которые убивают и возрождают.
Люблю фильмы Бернардо Бертолуччи. За их сложность, неопределенность, эстетичность, интимность.
Отношения с ними у меня сложились непростые – после просмотра каждого тяжелый осадок не проходит несколько дней.
Но, так или иначе, именно фильмы Бертолуччи открывают для меня новые границы – появляется множество вопросов, ответы на которые я потом судорожно ищу еще некоторое время.
«Под покровом небес» не стал исключением. Изначально я решила посмотреть его из-за молодого Джона Малковича - он там просто бессовестно красивый, стильный и утонченный. А еще, конечно же, безупречно сыграл свою роль. Но как оказалось, фильм нужно смотреть не только из-за него.
Во –первых, это фильм-притча. Сказание о великой любви и великой иллюзии, которые могут убить – любимого, чувства, себя. Когда мужчина настолько «растворяется» в женщине (в фигуральном смысле конечно же), что однажды понимает: его любовь – ее тюрьма, и чтобы освободить любимую остается единственно верный выход. (Говорить какой именно не буду, чтобы не спойлерить- лучше посмотрите сами).
Во-вторых, безумно красивые пейзажи африканской пустыни. В этом фильме режиссер ушел от известной географии и масштабности. Все внимание приковано к локальным местам Африки – маленькие села посреди пустыни, железная дорога, табун кочевников, их деревня с местными жителями и так далее.
Отдельное внимание стоит уделить здесь песку. Он, как вечная субстанция времени отлично подходит к ситуации, сложившейся в фильме, к каждому герою и к жизни в целом. Пески – все сотрут, ничего не забудут и создадут заново. Пески – океан жизни, памяти и чувств.
В-третьих, кончено же актеры и их герои. Молодой Джон Малкович, талантливый композитор, переживающий творческий кризис. Именно поэтому он отправляется с женой в это путешествие. Тот факт, что это композитор (а это мы понимаем с первой минуты), нам зрителям уже много говорит о герое – мы все знаем, насколько у них тонкие организация и устройство внутреннего мира. И как это показал Малкович – бесподобно.
То, как творцы любят, как чувствуют, что видят – стопроцентное попадание. Браво, браво, браво! Обратите внимание на его стиль, манеры и взгляд (да, глаза, по-прежнему у меня остаются в «must see») .
Его жену и главную героиню потрясающе сыграла молодая Дебра Уингер. Утонченная красавица предстала перед нами в образе «скучающей» женщины, которая никогда не задавала ни себе, ни другим никаких вопросов, и соответственно, живет в выдуманном обществом мире.
Она не знает любит ли своего мужа.
Она не задумывается насколько сильно нравится ей их друг.
Она не понимает цели поездки, и никогда не задавала себе вопрос: «Кто я?».
Живет как живет.
Но именно в этих ненавистных и бескрайних просторах, ей суждено будет найти себя, свою любовь и осознание своей жизни.
В-четвертых, музыка. Божественно. Волшебно. «Золотой глобус» за лучший саундтрек. Не безосновательно, скажу я вам.
Резюмировать можно так: все фильмы Бертолуччи иносказательны, тяжелы...и жизненны.
В них есть боль и наслаждение, горе и радость, слезы и смех, красота и уродство. Но именно в этой противоречивости и есть красота его фильмов, глубинный смысл.
Потому, что как не двойственность природы и человека, является жизнью?