Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин
рецензия на книгу
Основа психики и нашего поведенческого стереотипа кроется не в подсознании и не в метафизических построениях. То что мы привычно считаем своей личностью — всего лишь биохимия. Человечек программируется на условные рефлексы подобно собачке Павлова, но изнутри. Оказывается, мы выдрессированы четырьмя нейромедиаторами, определяющими за нас, что хорошо и что плохо.
Итак, знакомьтесь:
Дофамин: радость от достижения поставленных целей и – маленькими порциями — поощрение за движение по направлению к выполнению задачи. То есть, история про вознаграждение;
Эндорфин: эйфория, маскирующая сильную боль, голод или усталость. Это чтобы в бою не чувствовать ран, бежать на втором дыхании, не цепенеть от голода;
Окситоцин: приятное чувство близости и безопасности от причастности к группе, семье, сообществу. Вопреки частому заблуждению это не “женский гормон”, у мужчин его не меньше, иначе бы они не могли заботиться о других;
Серотонин: распирающее чувство гордости от того, что другие тебя уважают и признают. Это тоже про групповую динамику – но уже не то, что сплачивает стадо, а то, что выстраивает иерархию. Расхожий тезис “серотонин — гормон счастья” — заблуждение.
плюс Кортизол, как большой кнут уравновешивающий четыре пряника: механизм, отвечающий за "плохо".
Увы, мы этим не управляем. НАМИ управляют — вещества и нейронные связи, по которым они поступают. Выходит, любой, кто приспособился выживать в этом мире — ничем не отличается от наркомана. Попробуй лиши его приывычной инъекции из гипоталамуса — и он потеряет всякий интерес что-то делать, да и просто жить.
Более того, нейронный контур внутри нас, втесненный изначально или приобретенный в результате жизненного опыта и обеспечивающий мгновенную поставку автонаркотика, составляет нашу т.н. суть, индивидуальность.
Я думаю, я это я: весельчак или задумчивый, ответственный или раздолбай — а на самом деле это лишь устоявшаяся реакция на впрыск! Представляю, что живу свободно, что сам определяю интересы и симпатии... а на деле — марионетка живущей по собственным законам студенистой медузы с пучком хвостов (именно так выглядит головной мозг вкупе со спинным и отходящими от него отростками).
Обидно.
Свободолюбивых такое положение дел не устраивает. Некоторые объявляют войну привычкам, кто порешительней — ударяется в религию или философию, аскетику, стоицизм... и, если "освобождение" не заканчивется "дуркой", подвижник снова обрастает жирным макросом: нарабатываются новые каналы, только в другой парадигме (например, феномен фарисейства). Но механика-то остается той же — кайфы!
Как смириться с таким оскорбительным взглядом на человека? Да, в результате некоей умопомрачительной лепки он унаследовал 3-d тело с втесненными в него эволюционными чипами, программами и механизмами выживания. Но с другого угла зрения — совершенно свободное существо, фактически божество, руководимое недоступными в настоящем порядке мотивами.
И выходит: недостаточно отказаться от желаний, достичь йогической непривязанности к миру, обрубить все каналы, питающие в этой жизни (посмотрите на фотографии настоящих йогов — и увидите портреты неотмирских демонов, посмотрите на лица святых на иконах — и прочтете мрак, невроз и страх).
Необходимо прорваться к иным источникам, включить органы восприятия, каналы питания, которых нет в этом мире (например, есть любовь земная, хоть и самых высоких образцов, а есть любовь небесная - недосягаемая). необходимо вернуть бессмертные тела и непорочные начала. На этом пути придется родиться заново.