По миру ходит множество стереотипов о разных национальностях: развратные французы в тельняшках и с багетами, педантичные англичане за чашкой хорошего чая, влюбленные итальянцы с тарелкой спагетти в руках, американцы, готовые душу продать за Голливуд и ядерное оружие. А что русские? Пьяные дураки с балалайкой и в обнимку с медведем?
На самом деле русский человек многогранен и способен на многое, это я вам как русская говорю.
Всесторонне разглядеть русского человека можно через призму литературы или истории, а еще лучше через художественно представленный фрагмент этой самой истории.
Вот несколько типов темперамента русского человека, вычлененных из "Дмитрия Самозванца" Сумарокова:
1. Ксения или способная на все, любящая русская женщина.
Сумарокову нужно отдать должное, как минимум в одной его пьесе персонажи получились живыми и рельефными. Такого результата достичь тяжело, но у писателя получилось: каждого из героев "Дмитрия Самозванца" можно разбирать на мельчайшие кусочки и изучать с точки зрения психологии, настолько хорошо они прорисованы.
Для начала возьмем к примеру Ксению, дочь Шуйского. Она настолько любит своего жениха Георгия, что ей даже умереть не страшно, лишь бы только не расставаться с ним: "И если я с тобой не буду сопряженна, / С тобою буду я во гробе положенна". Она влюблена до потери пульса и правда страдает, оказавшись в разлуке с любимым, когда ей приходится притворяться покорной Лжедмитрию, пока ее отец стоит заговор.
Кстати еще и на счет этого притворства: она так любит Георгия и так верит Шуйскому, что идет на самый опрометчивый поступок: лгать царю. Девушка не глупа и явно понимает, чем это может для нее обернуться, но все равно идет на это, потому что того требует ситуация. Помимо всего прочего, Дмитрий ей явно противен, но она и на это закрывает глаза. Об этом подумать можно будет позже, когда все закончится, а сейчас не время раскисать. Здесь Ксения - некрасовская русская женщина, настолько сильная, что способна горы свернуть.
Конечно, не все русские женщины точно такие же, но где еще можно встретить девушку столь же безумную и смелую, что способна пойти на обман царя ради любви и семьи? Так самоотверженно ошибки совершают только русские.
2. Дмитрий Самозванец или "я пойду на все, лишь бы оказаться на троне".
Сумароков писал про человека, а не про правителя, поэтому в его пьесе больше акцентов уделено именно личности царя.
Здесь и без литературы все ясно, но у писателя образ получился более красочным: Дмитрий выдает себя за другого человека, подчиняет народ, убивает тех, кто с ним не согласен, а все ради власти и славы. Таким его сделала Россия, что ее в общем-то и не красит.
Однако суть здесь не в корысти и честолюбии Самозванца, а в его целеустремленности. Вот оно русское "вижу цель, не вижу препятствий": вижу свободный престол, иду к нему по головам противников, сочиняя ложь на ходу; вижу женщину, которая мне нравится, сделаю все, чтобы жениться на ней, несмотря на свою еще пока живую жену (можно же отравить) и тоже вполне здорового жениха той женщины.
Как и с ложью и повиновением Ксении, поступки Дмитрия могут показаться глупыми, но изначальная имеющаяся почва хороша. Просто русским нужно поработать над тем, что на этой почве взращивать.
3. Шуйский или кровью истеку, но отомщу.
Сумароковский Шуйский лично у меня как-то идет вразрез с тем, что сформировалось на уроках истории. У писателя он получился слишком человеком, а не роботом, ничего не чувствующим, что в общем-то хорошо.
Шуйский может даже еще более упертый, чем Дмитрий Самозванец. Он четко решил сместить царя и сделать ради этого всего возможно. Но здесь куда важнее даже не это его решение, а то, что он действительно делает все, что порой кажется невозможным.
Во-первых, он уверяет Лжедмитрия в отсутствии заговора. Даже страшно подумать, как нужно врать так, чтобы поверил самый искусный лжец. Но у Шуйского это получается. Помимо этого он уговаривает свою дочь, по уши влюбленную, в том, что она должна на время оставить своего жениха и подчиниться человеку, который ей противен, да еще и порой хочет ее убить. Шуйский явно обладает даром внушения.
Куда страшнее может оказаться и реакция Шуйского на возможность близкой смерти: ее практически нет. Ему не страшно умирать, он жаждет отомстить врагам, а о цене не задумывается. Самоуверенно и может даже храбро, но иногда нужно заранее уточнять, сколько придется заплатить по итогу.
Финал пьесы, в котором встречаются все три темпераментных героя вообще убийственен и не дает шансов на "исправление" русских героев и переплавку их во что-то приемлемое: Самозванец пытается убить Ксению, потому что жажда власти оказалась сильнее жажды женщины, Шуйский, понимая, что спасти дочь уже не удается, все равно бросается к ней на помощь, Ксению чудом спасают, а Дмитрий падает сам же на свой кинжал. Кажется, картина маслом, а вообще почти катастрофа. Все могло бы закончиться еще хуже, все это понимали, но все равно стояли на своем.
Так что же, русский человек глуп и правда похож на то, каким его представляют? Вовсе нет, просто иногда вместо того, чтобы думать, приходится поддаваться чувствам. У русского человека традиции его народа и его личные взгляды и воззрения куда важнее того, насколько "умным" окажется его поступок. Возможно, это не вполне правильно, здесь уже решать не мне, но подумайте сами: всегда ли хорошо принимать решения только головой или иногда лучше отступить от здравого смысла?
____________________________________________________________________________________
"Дмитрий Самозванец" Сумарокова https://dlib.rsl.ru/viewer/01005404804#?page=77