Итоги за март подводить еще рано, но уже со всей очевидностью понятно, что ничего хорошего ждать не приходится, потому что апрель будет еще хуже.
Основной торговый партнер России, да чего там, всего мира – Китай отчитался, что за два месяца 2020 года сократил товарооборот на 11%, до $591,9 млрд. По данным таможенной статистики, экспорт страны уменьшился в годовом исчислении на 17,2% и составил $292,4 млрд. Импорт сократился на 4%, до отметки $299,5 млрд. Это привело к возникновению отрицательного сальдо в $7,1 млрд. Это при том, что, в прошлом году был плюс в $43 млрд.!
Что покажет март, мы пока не знаем, но уже совершенно понятно, что Китай первым выходит из коронавирусной паузы и с новыми силами готов к завоеванию новых рынков. Этому способствуют все условия – минимальные цены на энергоносители и смещение эпицентра пандемии в Европу, уже парализовавшей экономику Евросоюза. Ситуация с коронавирусом выправляется и торговля оживает.
"Только благодаря крепкой поддержке народа мы непременно сможем преодолеть все трудности и препятствия, а также осуществить великое возрождение китайской нации", цитирует слова Си Цзиньпина агентство Синьхуа, которые он сказал вчера польскому президенту А.Дуде. Сомнений в этом никаких нет.
Между тем, оживление китайских производителей отнюдь не означает оптимизма отечественных импортеров. Виной тому – внезапно ослабевший рубль. Китайцы уже начали требовать предоплату по внешнеторговым контрактам, опасаясь неплатежей за поставки. Наш бизнес осторожничает, опасаясь непредсказуемости рынка на фоне набирающей день ото дня силу инфекции. Более уверенно чувствуют себя импортеры товаров первой необходимости, потому что при любых обстоятельствах эти товары будут востребованы. Но статистика вещь упрямая, и напоминает нам, что при слабеющем рубле падает и товарооборот.
Европа встала на жесткий карантин, в т.ч. производственный. Сколько это продлится - неизвестно, но, по сути, это означает конец присутствия на российском рынке очень большого ассортимента товаров, не смотря на санкции импортируемых из Евросоюза. Впрочем, судя по всему, Китай готов заполнить пустующие ниши своими товарами. Вопрос лишь в том, будет ли на них спрос.
Тем не менее, железнодорожные логисты, обслуживающие международный контейнеропоток в Россию и транзит Китай—Европа, наблюдают восстановление отгрузок из КНР. Об этом говорят представители «Трансконтейнера», ОТЛК ЕРА, FESCO и других. Однако и они предупреждают, что, не смотря на очевидный рост объемов по сравнению с прошлым годом, есть опасения, что в условиях дальнейшей нестабильности курса рубля и сдерживания коронавирусом деловой активности уже в апреле мы можем увидеть замедление импортного и транзитного объема.
Сейчас панический спрос населения на продукты питания и средства гигиены увеличивает количество перевозок, которые необходимы, чтобы его удовлетворить. Увеличение поставок продукции в Россию в марте зафиксировала и система «Платон». Аналитики говорят, что количество грузовиков, въехавших в Россию в марте, может даже превысить февральские показатели.
Одновременно с этим, Сбербанк за прошедшую неделю зафиксировал рост трат населения на 5,5% в безналичной форме. Причем это уже не первый мартовский скачок, который означает такой же рост потребления. Объясняется это активной скупкой населением товаров первой необходимости. Хотя уже всем очевидно, что пик пройден, и дальше последует неминуемый спад, поскольку денег у народа немного.
Вместе с тем уже озвученные планы правительства по принудительному закрытию торговых центров однозначно скажутся и на объемах перевозок. Под угрозой импорт алкоголя, о котором предупреждают рестораторы и ритейлеры. Товары длительного использования (бытовая техника, автомобили и пр.) в разгар кризиса вряд ли будут активно раскупаться большей частью населения, у которого денег становится все меньше и меньше. Катастрофический удар по рынку логистики нанесет закрытие заводов, поскольку рабочих, в отличие от офисных работников, невозможно перевести на удаленный режим. При худших сценариях рынок автомобильных перевозок может сократиться на 20–40%, считают эксперты.
Кто же останется в выигрыше? Ответ очевиден: Китай снова будет на коне и очень скоро, а наш логистический бизнес ждут непростые времена.