Неутешительная информация пришла к нам с рынка Forex. По его данным, наша национальная валюта, рубль, стал худшей, нестабильной валютой мира по отношению к доллару. По состоянию на 18 марта, с начала года он подешевел аж на 28,59 процента. Согласимся, что за державу обидно.
Следом за ним идет бразильский реал, который потерял 28,21 процента, и мексиканский песо (26,91 процента). Также в пятерку входят южноафриканский рэнд и неожиданно для многих - норвежская крона.
На фоне пандемии коронавируса и резкого падения стоимости нефти курс доллара приближается к отметке 80 рублей. А что мы, собственно, хотели? Эталонные сорта нефти Brent и WTI скатились до минимума за почти 20 лет. И хотя наша экономика всеми силами пытается соскочить с нефтяной иглы, цена на энергоресурсы, как видим, имеет значение.
При сохранении этих негативных тенденций — продолжения эпидемии коронавируса и ценовой войны — доллар может перевалить и за все 100 рублей. Но аналитики успокаивают, дают так сказать, шанс «деревянному», что в перспективе (дальней или ближней), при исчезновении этих факторов, рубль может вернуться на круги своя, то есть, к прежнему уровню.
Эх, сколько их было — этих прежних уровней за сравнительно короткий исторический период? Помним мы и доллар по 60 целковых (совсем еще недавно), и по 30 рэ. А старшее поколение помнит, что когда-то, в период развитого социализма, за одни американский доллар по официальному курсу давали... 60 копеек! То есть, 0,6 рубля.
Что нам ждать дальше от отечественной валюты? Об этом мы спросили доктора экономических наук, профессора Евгения ГОНТМАХЕРА:
- Еще сравнительно недавно, даже в конце прошлого года, курс рубля по отношению к доллару чуть-чуть укреплялся, процентов, наверное на 10. Видимо, нашим властям казалось, что экономика уже не так зависит от экспорта энергоносителей, что в стране появились отрасли, которые заняли свои ниши на мировом рынке.
Как видим, это далеко не так. Зависимость от «нефтяной иглы» мы не только не преодолели, более того, она даже усилилась.
В чем наше отличие от тех стран, которые сегодня стоят в одном ряду с нами, от той же Бразилии? Ей даже лучше от дешевеющей нефти, поскольку ее экономика достаточно диверсифицирована. Значит, предприятия производят дешевую конкурентную продукцию, добавим сюда еще и дешевую рабочую силу в Бразилии. Им сегодняшние проблемы не страшны.
А вот мы за последние 20 лет никаких конкурентноспособных отраслей в стране не создали — может, кроме аграрной, которая экспортирует зерно. Увлеклись добычей нефти, строительством новых трубопроводов туда, сюда...
Ставка на такое развитие экономики себя не оправдала. Когда мы выходили из Опек+, рассчитывали, что цены на нефть поднимутся. Но они продолжают падать. Сегодня аналитики нефтяного рынка прогнозируют, что дешевая нефть сохранится на достаточно долгую перспективу, для нас это очень плохо.
- Неужели нет никаких рычагов, чтобы изменить ситуацию?
- Не получается. Интервенции Центробанка ничего не дают. Мы даже не можем повлиять на цены энергоносителей, про Опек + я уже сказал. Ситуация опасная и для населения, поскольку обесцениваются вклады и деньги граждан, и для экономики. Торговля в рамках ЕАЭС идет с привязкой к доллару. Поскольку экономика России в ее рамках занимает процентов 80 от общего объема экономик, то национальные валюты стран-участниц тоже «трясет».
- Ходят слухи про деноминацию рубля в ближайшей перспективе. Как вы считает: будет она или нет?
- Пока вряд ли. Сейчас в магазинах не принимают копейки, 5-ти, 10-ти и, кажется. даже 50-ти копеечные монеты. Самая мелкая, которая в ходу, рубль. Вот когда он выйдет из обращения и 10-ти рублевая монета, тогда, наверное, настанет время сокращать «нули».
А пока еще рано. Главное — не допустить административное фиксирование курса рубля к доллару. Ни к чему хорошему это не приведет, да мы это уже и проходили в своей истории.