В мире архитектуры нет более известной награды, чем ежегодная Притцкеровская премия. Победители этого года – Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара из Дублина.
Их гениальная работа может пролить свет на путь, который должна пройти архитектура в XXI веке. От Инженерно-технического университета (UTEC) в Лиме (Перу) (который получил Международную премию RIBA 2016 года) до Университета Луиджи Боккони в Милане (Италия) (победитель Всемирного здания года 2008), Фаррелл и Макнамара собрали большую часть работ, которые привлекли внимание членов жюри Притцкера.
Обе, родившиеся в Ирландии, Фаррелл и Макнамара впервые встретились в начале 1970-х годов, будучи студентами в Университетском колледже Дублина. В 1978 году дуэт основал фирму, которая специализируется на проектировании университетских зданий, и только в 2018 году курировала Венецианскую архитектурную биеннале 2018 года. После объявления о Фаррелле и Макнамаре в качестве получателей в 2020 году их имена появятся вместе с другими лауреатами Притцкеровской премии: Фрэнк Гери, И. М. Пей, Заха Хадид, Филипп Джонсон, Оскар Нимейер и Норман Фостер.
Дизайн Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара сильно отличается от нескольких предыдущих лауреатов, таких как Фрэнк Гери и Заха Хадид. Как и любая крупная мировая премия, Притцкеровская может прославлять глобальную тенденцию, культурную критику или стремление к будущему.
Проекты Фаррелл и Макнамара имеют тенденцию быть большими, доступными структурами, которые творчески вписываются в не предписывающие пространства. Более того, их практика опирается на растущую практику экологически чистой архитектуры. И, возможно, ни один из их проектов лучше не воплощает это видение, чем UTEC, инженерно-технический университет в Лиме (Перу).
Место, где расположено здание – это неловкая область, которая пересекает изгиб главной магистрали и окрестности многоквартирных домов различного размера. Фаррелл и Макнамара приняли вызов. Их решение заключалось в том, чтобы превратить северный фасад здания в искусственную скалу (напоминающую Мачу-Пикчу), которая эффектно и изобретательно отсекала большую часть шума шоссе от учебных кабинетов на южной стороне здания. Зелёная крыша была спроектирована таким образом, что растительность в конечном итоге переполнится и покроет «скалистую сторону» здания, еще больше скрывая манипуляции архитекторов в высоко урбанизированном пространстве.
Используя набор сложных переменных в своих интересах, архитекторы доказали своё пространственное воображение. Вертикальный кампус напоминает о величии и свободе брутализма, добавляя интерьер эшеровоподобных лестничных клеток и прихожих. Другими словами, Шелли Макнамара и Ивонн Фаррелл впитали элементы прошлого и превратили его во что-то со своим собственным уникальным видением. Именно из-за их подхода к проектированию конкретного места, их рассмотрения окружающей среды и их способности быть космополитичными, в то же время охватывая наследие каждого местоположения, другие архитекторы должны учиться у них, поскольку это и есть тенденции XXI века.
В индустрии, где доминируют мужчины, например, в архитектуре, нельзя упускать из виду тот факт, что Ивонна Фаррелл и Шелли Макнамара – четвёртая и пятая женщины, получившие Притцкеровскую премию за свою 41-летнюю историю. Заха Хадид – первая в истории женщина-победительница Притцкера, однажды пошутила, что архитектура предназначена для защиты людей. «Но это также и удовольствие», добавила она. Если архитектура, по крайней мере, частично, является спектаклем общественного развлечения, то давно пора, выпустить на сцену больше актёров-женщин.