Если приказ Минздрава России 198н предоставил руководителям медицинских организации право переноса сроков оказания медицинской помощи (амбулаторной, стационарной) в плановой форме, то главный государственный санитарный врач по городу Санкт-Петербургу Башкетова Н.С. своим постановлением от 23 марта 2020 года № 3
ввела дополнительные меры по снижению рисков распространения COVID-2019 в Санкт – Петербурге посредством запретов руководителям медицинских организаций всех форм собственности на:
- плановую госпитализацию пациентов в стационары;
- посещение пациентами поликлиник в плановом порядке;
- плановое восстановительное и санаторно-курортное лечение;
- плановую вакцинацию детского и взрослого населения;
- обязательные предварительные и периодические осмотры отдельных профессиональных групп.
По информации от Минздрава России около 90 % объемов медицинской помощи в России оказываются в системе обязательного медицинского страхования.
Особенность этих отношений в том, что проблемы со здоровьем пациента, которые должны разрешаться в рамках страхового случая – обращения за медицинской помощью, влекут оплату оказанных услуг медицинским организациям.
Нет обращения – нет оплаты, за исключением стабильного подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц в тех поликлиниках, в которых этот способ оплаты используется. Но чтобы получать дополнительное финансирование – нужен пациент со страховым случаем (его обращение за медицинской помощью).
Прямой запрет Главного санитарного врача по Санкт-Петербургу на оказание медицинской помощи в плановой форме в поликлиниках и стационарах (бюджетные учреждения здравоохранения) означает, что за это время нет объема услуг, включаемых в реестр для оплаты страховыми медицинскими организациями. Значит и нет поступления денежных средств, значительная доля которых – 60-80 % идет на оплату труда медицинских работников.
Дополнительно усугубит положение поликлиник и уже существующий запрет на проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, которые оплачиваются из средств ОМС отдельно. По оценкам эти потери могут составит около 20 % планового финансирования.
Пока никак не просматриваются действия государства по поддержке обозначенных выше выпадающих доходов медицинских организаций, за исключением выделения Правительством России 11,8 млрд руб. из своего резервного фонда на финансовую поддержку медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку).
Не исключено, что Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга через страховые медицинские организации будет производить авансирование бюджетных учреждений здравоохранения для поддержания их «на плаву» во время действия запретов, но для этого нужны соответствующие законодательные изменения.
Будут ли они оперативно внесены?
Подписывайтесь на канал медицинского юриста, ставьте лайки, задавайте вопросы!