Найти тему
Моя Россия

Почему нобелевского лауреата Ивана Бунина называют самым скандальным писателям русской литературы

Оглавление
Иван Бунин
Иван Бунин

Иван Алексеевич Бунин великий писатель, которого многие современники считали высокомерным снобом. Он был в контрах с Максимом Горьким, Владимиром Набоковым и Мариной Цветаевой. Называл Маяковского – циничным, Бабеля – мерзавцем, Горького – графоманом, а Брюсова – морфистом и эротоманом.

Бунин – конец эпохи и антисоветчик

Иван Алексеевич Бунин первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе. В 1933 году автору «Темных аллей», «Жизни Арсеньевых» и многочисленных рассказов получил мировое признание с формулировкой: «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Против решения Шведской академии высказалась Марина Цветаева, которая заявила, что награды достоин не Бунин, а Горький или Мережковский. В своей телеграмме она написала: «Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи».

Бунин не был сторонником монархии Романовых, но революцию и большевиков возненавидел. Про 1917 год он высказался так: «Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия…».

В дореволюционной России Иван Алексеевич был признанным мастером пера, в эмиграции он продолжал писать, в 1939 году отказался от всяких контактов с нацистами, а когда правительство СССР разрешило ему вернуться на Родину, он категорически отказался ехать в советскую Россию.

Современники об Иване Бунине

Современники Ивана Бунина по-разному отзывались о личности писателя. Чаще всего они признавали его литературный дар, но отмечали его сложность как человека. Та же Марина Цветаева писала: «Я его не люблю: холодный, жестокий, самонадеянный барин. Его не люблю, но жену его — очень».

Бунина запомнили, как человека остроумного, талантливого, но резкого, неучтивого и неспособного воспринимать чужое мнение если оно противоречие его собственному. Иван Алексеевич помогал молодым писателям, но любил, чтобы они сопровождали его на разных мероприятиях. Еще до революции его последователей называли «бунинским крепостным балетом».

Поэтесса Зинаида Гиппиус писала: «Достаточно взглянуть на его сухую, тонкую фигуру, на его острое, спокойное лицо с зоркими (действительно, зоркими) глазами, чтобы сказать: а, пожалуй, этот человек может быть беспощаден, почти жесток... и более к себе, нежели к другим».

Писательским талантов Бунина восхищался Александр Куприн, Алексей Толстой, Иван Шмелев. Максим Горький писал:

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

О личности Ивана Алексеевича говорит и тот факт, что за 33 года эмигрантской жизни во Франции он так и не выучил французский язык до достаточного уровня. За границей он продолжал уперто писать только на русском.

Со мной умрет русский язык и остроумие

Иван Бунин
Иван Бунин

В 1990 году широкую известность получили личные дневники Бунина, которые по словам литературоведа Олега Михайлова героико-трагический автопортрет писателя. Во всей русской литературе о Бунина было три «иконы»: Пушкин, Чехов и Толстой. При этом он писал: «Не знаю, кого я больше ненавижу как человека, Гоголя или Достоевского».

Доставалось от первого русского нобелевского лауреата не только писателям прошлого. На страницах своего дневника Иван Алексеевич крепко «проехался» по своим современникам и коллегам по творческому цеху. Оценки Бунина субъективны. Вызваны они не только ненавистью к большевистскому строю, но и нескромным убеждением, что он великий писатель.

Поэтесса и мемуаристка Галина Кузнецова, которая была любовнице Бунина в своей книге «Грасский дневник» писала:

«...Он часто говорит с печалью и некоторой гордостью, что с ним умрет настоящий русский язык - его остроумие (народный язык), яркость, соль».

Мы предлагаем самые яркие и колкие высказывания нобелевского лауреата о русских писателях ХХ века.

М. Горький, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, И. Бунин в Ялте
М. Горький, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, И. Бунин в Ялте

Путеводитель от Бунина по русской литературе ХХ века

В самом начале Великой Отечественной войны Бунин начал читать роман «Тихий Дон».

После первого тома он написал про Михаила Шолохова: «Талантлив, но нет словечка в простоте. И очень груб в реализме. Очень трудно читать от этого с вывертами языка с множеством местных слов…». После второго тома нобелевский лауреат был еще категоричен: «...все-таки он (Шолохов) хам, плебей. И опять я испытал возврат ненависти к большевизму».

Про Владимира Маяковского - «самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства».

Про Исаака Бабеля - «Очень способный - и удивительный мерзавец...Патологическое пристрастие к кощунству, подлому, нарочито мерзкому. Какой грязный хам, телесно и душевно!.»

Про Марину Цветаеву - «...с ее непрекращающимся всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах».

Про Сергея Есенина - «...проспись и не дыши на меня своей мессианской самогонкой!»

Про Максима Горького - «чудовищный графоман».

Про Фета – «Почти все из рук вон плохо. Многое даже противно - его старческая любовь».

Про Александр Блок - «нестерпимо поэтичный поэт. Дурачит публику галиматьей».

Валерий Брюсов - «морфинист и садистический эротоман».

Андрей Белый - «про его обезьяньи неистовства и говорить нечего».

Владимир Набоков - «мошенник и словоблуд (часто просто косноязычный)».

Константин Бальмонт - «буйнейший пьяница, незадолго до смерти впавший в свирепое эротичское помешательство».

Максимилиан Волошин - «толстый и кудрявый эстет».

Велимир Хлебников - «довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворяющийся хмельным».

Показательно заочное противостояние Ивана Бунина и автора «Лолиты» Владимир Набокова. Молодой Набоков боготворил Ивана Алексеевича и однажды прислала ему собственную книгу с надписью:

«Великому мастеру от прилежного ученика». Спустя годы ситуация изменилась. Набоков характеризовал Бунина не иначе как «старой тощей черепахой», но признавал: «Чудовище – но какой писатель!».

Бунин следил за творчеством Набокова и в последние годы жизни сделал в дневнике запись: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня».

Творческая личность

Иван Бунин 10 лет дружил с Максимом Горьким и писал ему в письмах:

«Вы истинно один из тех очень немногих, о которых думает душа моя, когда я пишу, и поддержкой которых она так дорожит».

Но после революции 1917 года их пути разошлись. Горький поддерживал революционеров и когда предложил Бунину встретиться, тот передал другу через право защитницу Екатерину Пешкову: «что отношения с ним навсегда конченными».

Иван Алексеевич - сложная и неоднозначная личность, что характерно для людей с литературным дарованием. Достоевский был заядлым игроманом, Пушкин и Лермонтов дрались на дуэлях, а Есенин - безбожно пил. Бунин был бескомпромиссный максималист и даже своего любимого Льва Толстого хотел переписать, а что говорить о нелюбимых авторах.

Стоит ли обвинять Бунина в снобизме и высокомерии? Все-таки главное мерило человека его поступки, а не слова. Он чуть ли не первый русский писатель, сделавшим главным героем своих произведений простого русского мужика. Таким образом его можно считать предтечей деревенской прозы середины ХХ века. Сноб и высокомерный человек вряд ли «опустится» до темы русской деревни и отношениям барина с крестьянами.

В ночь с 7-го на 8-е ноября 1953 год главный скандалист русской литературы и великий писатель Иван Алексеевич Бунин умер. Его личный секретарь Андрей Седых написал:

«Бунину не надо было жить в России, чтобы писать о ней: Россия жила в нем, он был — Россия».

Автор: Александр Бражник