Копьё, как сакральный символ власти, в Древнем мире использовалось не только мужчинами. Часто носителями этого священного оружия были жрицы и богини, которых они изображали. Как примером такого может служить копьё Афины.
О сакральном оружие можно прочесть: Сакральное оружие
Афина, чьё имя можно перевести с древнегреческого языка как Невероятная[1], является эпитетом змеиной семитской богини пришедшей на Балканы из Ливии (Нехет) и впитавшей в себя медвежий культ пеласгической богини Алеи. Афина была известна на Кноссе (Крит), в кносских табличках она называется a-ta-na-po-ti-ni-ja, В.П.Горан[2] соотносит это с гомеровским выражением Πότνι΄ Άθηνάη[3], Госпожа[4] (Владычица). В классическую эпоху, Афина становится покровительницей полиса (города-государства) взявшего её имя. В Аттике Афина - главное божество страны. Она победила самого Посейдона в споре за обладание Афинами, даровав афинянам священное дерево - маслину, и стала покровительницей афинского народа. Главный храм богини в Афинах - Парфенон.
Как символом этой мудрости, свойственной Палладе, является её копьё. В отличие от копья Жребия (Пелея и Фетиды), копьё Афины женское, бинарное этому мужскому копью. Если копьё Жребия – хтоническое[6], то Девственное копьё Афины несет на себе культурологические задачи, это копьё Девственной Мысли. Именно таким копьём в классическую эпоху вооружены все статуи этой богини.
Древко копья сделано из священного дерева Афины – маслины (оливы). “Маслина означает женщину, состязание, и начальствование и волю…[7]“. Человек, владеющий артефактом Афины, сам творит свою судьбу, правда, рассчитывая на помощь культурологической богини Афины. Владение этим копьём дает право на судейскую власть, беспристрастную, девственно чистую, происходящую со скоростью мысли.
Это, прежде всего легкое копьё, сделанное из маслины, легкого и упругого дерева. Лёгкое, по тому, что рассчитано на женскую руку и на бросок. Кроме того, в его лёгкости заключена его скорость, оно быстрое, как сама мысль. Его бронзовый наконечник обоюдоострый и безжалостный, как жало мысли. В бою, жрица, носитель артефакта, сама преображается в копьё Афины. Своей скоростью и разумностью действий.
Благодаря своему женскому копью, Афина одерживает победу, в споре за Аттику, у Посейдона, бога морей. Так как культурная маслина размножается вегетативным способом, в споре с Посейдоном, Афина втыкает в землю своё копьё, которое идёт в рост и даёт первую маслину, снабжая людей оливковым маслом. В архаичное время, многие статуи самой Афины были изготовлены из дерева маслина (олива), как культовое дерево богини. В более позднее время, когда статуи Афины стали делаться бронзовыми, из слоновой кости или даже золочёными, неизменным атрибутом этой богини оставалось копьё. Позднее к копью добавился шлем, а затем и щит.
Часто шлем Афины увенчан Сфигой, славящейся тем, что в Фивах она загадывала загадки, а не отгадавших - пожирала. Возможно, Сфига[8] является символом, если не архаичной Афины, то её матери – Метиды, которую потом пожрал Зевс. В какой-то мере здесь опять прослеживается состязание между богами (богом и богиней) за право на мудрость. На щите фидиевской Афины изображён бой греков с амазонками, это опять состязание, теперь уже в силе, между мужчинами и женщинами. Сама Афина не раз вызывала богов на единоборство (Посейдона, Ареса) и никогда не выходила из него побеждённой. Копьё Афины, это женское копьё победительницы. Во время праздников Афины, на Акрополе, во время медвежьих плясок, каждый год, её жрицы соревновались в силе за право целый год повелевать этим копьём, вершить, от имени Афины, суд, и быть хранительницами города. Не смотря на то, что женщины в Афинах были лишены права голоса, возможности голосовать и иметь юридические права, слово жрицы Афины всё же имело значение. Возможно, именно она, во время суда, исполняла миссию богини и в спорных вопросах, именно голос жрицы, несущий в себе божественное начало, был на стороне осуждаемого, даруя ему прощение. Но право на этот голос жрице давало обладание этого копья.
Рядом с Афиной часто изображают змея – Эрихтония[9], прародителя рода афинских царей, его дочери были первыми жрицами Афины. Другой её жрицей была Лисимаха[10], чьё изображение стояло у храма Афины. После взятия Трои, Диомед похитил из храма павшего города пеласгический палладий богини Алеи и передал в Афины. Вооружённая копьём Алея, слилась с культом Владычицы Афин. С этим образом соединяется ливийская (египетская) богиня Нейт, имеющая двоих детей и щит, на котором перекрещены две стрелы.
Афина - Минерва.
В акрополе находится золотой светильник[11] Афины, который раз в год, победившая в состязаниях жрица, ставшая носителем артефакта, наполняет оливковым маслом, и этот светильник горит целый год, до новой жрицы, нового воплощения Афины. Так женское копьё сохранило в патриархальном обществе пережитки древнего матриархата, когда детей именовали не по отцу, а по матери, когда женщина обладала не только правом голоса, но и мудростью, когда поступки женщины соразмерялись не эмоциями, а разумом, ибо ей приходилось отвечать за них.
ЧИТАЙТЕ
Сакральное оружие
[1] Άθηνα̃ - слово состоит из двух корней, Ά – частица отрицания и θήν – частица утвердительная, наверно, по всей вероятности. А.Д.Вейсман “Греческо-русский словарь“, СПб, 1899 г., с. 607.
[2] В.П.Горан, “Древнегреческая мифологема судьбы“, Новосибирск, 1990 г., с. 31.
[3] Потния Афина
[4] возможные переводы: богиня, жена, почтенная, позднее эпитет Потния стал относиться к Деметре и Коре. А.Д.Вейсман, “Греческо-русский словарь“, с. 1039.
[5] Это очень напоминает отношение зятя с тещей.
[6] Связанное со стихийными силами земли.
[7] Артемидор, “Онейрокритика“, М., 1999 г., с. 192.
[8] Сфига – Сфинкс женского пола, в греческой мифологии чудовище, с лицом и грудью женщины телом льва (павиана) и крыльями птицы, насланная Герой на Фивы, при приходе туда скотоводческих племён, за сексуальные извращения. Древнее её имя Фикс, свою добычу она заглатывала.
[9] Считают, что это сын архаичной Афины от Гефеста.
[10] Лисимаха в течение 64 лет была жрицей Афины, её статуя описана: Павсаний, “Описание Эллады“, М., 2002 г., с. 71.
[11] Золотой светильник сделал Каллимах с точным расчётом, что бы налитого в него масла хватало ровно на год, при его горении и днём и ночью. Фитиль для светильника сделан, согласно Павсанию, из карпасийского льна, другие же считают, что он из асбеста – “горного волокна“.