Найти в Дзене
ТАЙНЫ АНТИЧНОСТИ

Копьё для женщины

Копьё, как сакральный символ власти, в Древнем мире использовалось не только мужчинами. Часто носителями этого священного оружия были жрицы и богини, которых они изображали. Как примером такого может служить копьё Афины.

О сакральном оружие можно прочесть: Сакральное оружие

Афина. Худ. И.Н.Кашкадамова.
Афина. Худ. И.Н.Кашкадамова.

Афина, чьё имя можно перевести с древнегреческого языка как Невероятная[1], является эпитетом змеиной семитской богини пришедшей на Балканы из Ливии (Нехет) и впитавшей в себя медвежий культ пеласгической богини Алеи. Афина была известна на Кноссе (Крит), в кносских табличках она называется a-ta-na-po-ti-ni-ja, В.П.Горан[2] соотносит это с гомеровским выражением Πότνι΄ Άθηνάη[3], Госпожа[4] (Владычица). В классическую эпоху, Афина становится покровительницей полиса (города-государства) взявшего её имя. В Аттике Афина - главное божество страны. Она победила самого Посейдона в споре за обладание Афинами, даровав афинянам священное дерево - маслину, и стала покровительницей афинского народа. Главный храм богини в Афинах - Парфенон.

Афина бронзовая статуэтка.
Афина бронзовая статуэтка.

Дева Афина. Худ. И.Н.Кашкадамова.
Дева Афина. Худ. И.Н.Кашкадамова.

Как символом этой мудрости, свойственной Палладе, является её копьё. В отличие от копья Жребия (Пелея и Фетиды), копьё Афины женское, бинарное этому мужскому копью. Если копьё Жребия – хтоническое[6], то Девственное копьё Афины несет на себе культурологические задачи, это копьё Девственной Мысли. Именно таким копьём в классическую эпоху вооружены все статуи этой богини.

-4

Древко копья сделано из священного дерева Афины – маслины (оливы). “Маслина означает женщину, состязание, и начальствование и волю…[7]“. Человек, владеющий артефактом Афины, сам творит свою судьбу, правда, рассчитывая на помощь культурологической богини Афины. Владение этим копьём дает право на судейскую власть, беспристрастную, девственно чистую, происходящую со скоростью мысли.

-5

Это, прежде всего легкое копьё, сделанное из маслины, легкого и упругого дерева. Лёгкое, по тому, что рассчитано на женскую руку и на бросок. Кроме того, в его лёгкости заключена его скорость, оно быстрое, как сама мысль. Его бронзовый наконечник обоюдоострый и безжалостный, как жало мысли. В бою, жрица, носитель артефакта, сама преображается в копьё Афины. Своей скоростью и разумностью действий.

-6

Благодаря своему женскому копью, Афина одерживает победу, в споре за Аттику, у Посейдона, бога морей. Так как культурная маслина размножается вегетативным способом, в споре с Посейдоном, Афина втыкает в землю своё копьё, которое идёт в рост и даёт первую маслину, снабжая людей оливковым маслом. В архаичное время, многие статуи самой Афины были изготовлены из дерева маслина (олива), как культовое дерево богини. В более позднее время, когда статуи Афины стали делаться бронзовыми, из слоновой кости или даже золочёными, неизменным атрибутом этой богини оставалось копьё. Позднее к копью добавился шлем, а затем и щит.

Скульптура Афина Промахос
Скульптура Афина Промахос

Часто шлем Афины увенчан Сфигой, славящейся тем, что в Фивах она загадывала загадки, а не отгадавших - пожирала. Возможно, Сфига[8] является символом, если не архаичной Афины, то её матери – Метиды, которую потом пожрал Зевс. В какой-то мере здесь опять прослеживается состязание между богами (богом и богиней) за право на мудрость. На щите фидиевской Афины изображён бой греков с амазонками, это опять состязание, теперь уже в силе, между мужчинами и женщинами. Сама Афина не раз вызывала богов на единоборство (Посейдона, Ареса) и никогда не выходила из него побеждённой. Копьё Афины, это женское копьё победительницы. Во время праздников Афины, на Акрополе, во время медвежьих плясок, каждый год, её жрицы соревновались в силе за право целый год повелевать этим копьём, вершить, от имени Афины, суд, и быть хранительницами города. Не смотря на то, что женщины в Афинах были лишены права голоса, возможности голосовать и иметь юридические права, слово жрицы Афины всё же имело значение. Возможно, именно она, во время суда, исполняла миссию богини и в спорных вопросах, именно голос жрицы, несущий в себе божественное начало, был на стороне осуждаемого, даруя ему прощение. Но право на этот голос жрице давало обладание этого копья.

Фидий Афина Парфенос скульптура
Фидий Афина Парфенос скульптура

Рядом с Афиной часто изображают змея – Эрихтония[9], прародителя рода афинских царей, его дочери были первыми жрицами Афины. Другой её жрицей была Лисимаха[10], чьё изображение стояло у храма Афины. После взятия Трои, Диомед похитил из храма павшего города пеласгический палладий богини Алеи и передал в Афины. Вооружённая копьём Алея, слилась с культом Владычицы Афин. С этим образом соединяется ливийская (египетская) богиня Нейт, имеющая двоих детей и щит, на котором перекрещены две стрелы.

Афина - Минерва. Самая древняя бронзовая статуэтка     Минервы. Эллинская мастерская, а Лакедемоне. 570-550 гг.до н.э.
Афина - Минерва. Самая древняя бронзовая статуэтка Минервы. Эллинская мастерская, а Лакедемоне. 570-550 гг.до н.э.

Афина - Минерва.

Статуя Бога Минерва Римская
Статуя Бога Минерва Римская

В акрополе находится золотой светильник[11] Афины, который раз в год, победившая в состязаниях жрица, ставшая носителем артефакта, наполняет оливковым маслом, и этот светильник горит целый год, до новой жрицы, нового воплощения Афины. Так женское копьё сохранило в патриархальном обществе пережитки древнего матриархата, когда детей именовали не по отцу, а по матери, когда женщина обладала не только правом голоса, но и мудростью, когда поступки женщины соразмерялись не эмоциями, а разумом, ибо ей приходилось отвечать за них.

ЧИТАЙТЕ

Сакральное оружие

[1] Άθηνα̃ - слово состоит из двух корней, Ά – частица отрицания и θήν – частица утвердительная, наверно, по всей вероятности. А.Д.Вейсман “Греческо-русский словарь“, СПб, 1899 г., с. 607.

[2] В.П.Горан, “Древнегреческая мифологема судьбы“, Новосибирск, 1990 г., с. 31.

[3] Потния Афина

[4] возможные переводы: богиня, жена, почтенная, позднее эпитет Потния стал относиться к Деметре и Коре. А.Д.Вейсман, “Греческо-русский словарь“, с. 1039.

[5] Это очень напоминает отношение зятя с тещей.

[6] Связанное со стихийными силами земли.

[7] Артемидор, “Онейрокритика“, М., 1999 г., с. 192.

[8] Сфига – Сфинкс женского пола, в греческой мифологии чудовище, с лицом и грудью женщины телом льва (павиана) и крыльями птицы, насланная Герой на Фивы, при приходе туда скотоводческих племён, за сексуальные извращения. Древнее её имя Фикс, свою добычу она заглатывала.

[9] Считают, что это сын архаичной Афины от Гефеста.

[10] Лисимаха в течение 64 лет была жрицей Афины, её статуя описана: Павсаний, “Описание Эллады“, М., 2002 г., с. 71.

[11] Золотой светильник сделал Каллимах с точным расчётом, что бы налитого в него масла хватало ровно на год, при его горении и днём и ночью. Фитиль для светильника сделан, согласно Павсанию, из карпасийского льна, другие же считают, что он из асбеста – “горного волокна“.