Современные церкви – это заводы по извлечению денег, работающие по конвейерному принципу. Вы попадаете в них, вас обрабатывают, направляют и выпускают.
Современным церквям вы нужны только как источник денег или рабочей силы.
1. Ваше время – конвертируемый ресурс
Больше всего это похоже на добычу полезных ископаемых. Сырых людей привлекают в церковь, зовут в храм, на собрание или на службу.
Все это делается с целью извлечь из вас ресурсы, которые являются ценностью.
Ценность для церковной машины представляют, прежде всего, ваши деньги. Если у вас нет денег, то церковь будет претендовать на чуть менее ценный, но всё же важный ресурс – ваше время.
Время прихожан принципиально важно для любой нынешней церкви, потому что время – тоже ресурс, одно из экономических благ. Время прихожан можно относительно легко конвертировать в другие виды ресурсов. Например, в распространённость какой-либо идеологии или вероучения, что является базисом этой деловой модели.
Владение временем адептов почти автоматически влечёт за собой владение их вниманием. Даже если вы не ходите в церковь, но отправляете религиозные ритуалы у себя дома, затрачиваемое вами время приведёт к тому, что вы и своё внимание направите на источник культа или учения – это обязательно произойдёт, если вообще не начнётся с этого.
Обладание временем прихожан даёт возможность заниматься рекламой в храмах, которой довольно много, хоть она и не очень заметна непрофессионалу в церковной жизни. Рекламируют другие заведения, издательства, производства некоторых материальных ценностей, вино, мёд, ювелирную продукцию, паломнические туры и ещё много чего. Иногда ведётся политическая пропаганда – но её гораздо меньше и это привлекает слишком много нездорового внимания.
Принципиально важно понимать, что время прихожан является таким же производственным ресурсом для церкви. Поэтому они охотно принимают его у тех, кто не имеет денег.
В самых разных церквях всегда рады беднякам, которые не имеют денег, но обладают временем. Именно его они и отдают, покупая духовность. Полученное время церковь конвертирует во всё большее количество духовности, которое может быть обменяно снова на время или на реальные деньги.
Итак, церкви забирают деньги прихожан и их время, которое потом всё равно конвертируют в деньги.
2. Обмен
Церкви не занимаются грабежом. Никто не отдаёт свои ресурсы "просто так", прихожане что-то получают взамен. Как правило, это какая-то специфическая эмоция, но встречаются и редкие исключения, например – знания, навыки или членство в какой-либо группе.
Обычно человек приходит в церковь, чтобы испытать нечто, что он не способен испытать в других местах. Это может быть возвышенное чувство прикосновения к великому, единение с другими людьми, раскаяние и сомоуничижение. Каждая конфессия предлагает свой специфический товар, который мы условно будем называть словом "духовность".
Особое свойство производства эмоций заключается в том, что этот товар изготавливается самими прихожанами. Церковь предоставляет для этого все необходимые средства – в этом её функция, для этого она и нужна. К таким средствам можно отнести:
- пространство (храм, например);
- распорядок действий (от церковного календаря до порядка проведения конкретного ритуала);
- идеологическую основу (вероучение, ценности, смыслы и цели);
- культурные составляющие (музыка, иконы, цветы, одежда).
Наиболее успешное производство получается тогда, когда прихожан много, и когда все они самоотверженно участвуют в процессе.
Итак, в церквях производится "духовность", которую прихожане покупают в обмен на деньги, время или иные ресурсы.
3. Важность коллектива. Бабушки и зайцы
Так уж получилось, что в производстве товара, то есть целевой эмоции, участвуют все, кто приходит в церковь.
Таким образом, храм – это производственно-торговый комплекс, где под одной крышей находится и цех, и торговая точка.
Товар производится коллективными усилиями прихожан и самими же прихожанами покупается и потребляется. В качестве обмена церковь принимает денежные пожертвования и часы жизни.
Если кто-то приходит в храм "посмотреть", то к такому человеку постоянные участники испытывают нечто вроде скрытой враждебности. Они всегда рады видеть новые лица, но для большинства верных прихожан такие "захожане" – это зайцы, которые берут духовность, но сами не участвуют в её производстве.
Вы это можете почувствовать на себе, когда зайдёте в какую-нибудь церковь "на экскурсию", где будут постоянные прихожане. Вам будет немного неловко, вы будете испытывать эмоциональный дискомфорт – как будто вынужденно пользуетесь чужой вещью, и её хозяин вроде как не против, но и энтузиазма не испытывает.
Именно в этом кроется феномен неприятных старух в православных храмах – они думают, что вы нахлебник, и дают вам об этом знать потоком скрытых сигналов. И вы либо сбегаете из такого места, либо пытаетесь откупиться добровольным пожертвованием.
При этом такие прихожане, конечно, не правы – раз уж вы зашли в храм, то вы отдадите некоторое количество своего времени, которое церковь успешно конвертирует по своему усмотрению. Конечно, это не самый лучший вариант, но хоть что-то.
Если люди заходят в церковь, то эта церковь в какой-то степени популярна, а быть популярной церковью легко, приятно и выгодно. Поэтому священники будут всячески стараться, прилагать усилия к тому, чтобы вы чувствовали себя комфортно и захотели вернуться, чтобы уже не просто отдать время, но и произвести немножко духовности для других. Они, в отличие от глупых прихожан, знают производственный процесс.
Итак, чем больше людей искренне участвует в ритуалах, песнопениях и танцах, тем больше производится того товара, ради которого все и приходят, тем качественней и "нажористей" получается духовность.
4. Переносная духовность. Овеществление.
Часто духовный товар, который производит церковь, сгущается в инфраструктуры, то есть в материальные объекты, которые так же можно приобрести. Например, если у человека нет времени или желания потреблять духовность сию минуту, то он может купить закапсулированную духовность в виде иконы, распятия или чего-то в этом роде.
Если вы имеете дело с солидной церковью, многолюдной и древней, то эти предметы действительно будут обладать удивительной и таинственной силой. Их производство и продажа принципиально важны для любой организации, особенно религиозной. Эта овеществлённая духовность, закапсулированная в небольшие безделушки, действует подобно семенам или грибным спорам, обеспечивая на первых порах присутствие и влияние церкви вне пределов храма.
Впоследствии это влияние, по законам военной стратегии, может превратиться во власть – то есть осуществится захват нового пространства.
Особый класс предметов овеществлённой духовности – это то, что водружается как можно выше, чтобы быть видным издалека и подавлять высотой своего расположения другие строения. Такие объекты как бы "облучают" то пространство, в котором они видны. Крест на куполе– это не реклама, а своеобразный излучатель духовности. В переносном смысле, конечно.
Схожую функцию имеют звуки – например, колокольный звон или крик муэдзина, призывающего к намазу.
Итак, духовность может быть помещена в материальный носитель – нательное распятие, икона, любой сувенир.
5. Ловушки
Как бы там ни было, никто, никто, никто не заботится о "спасении души" или даже просто о том, чтобы уделить искреннее внимание человеку.
Для поддержания производственного цикла церкви прибегают к массе уловок.
Например, чувство вины прихожан. С этим лучше всего справляется учение о первородном грехе, согласно которому человек является грешником и виноватым уже в силу самой своей природы, потому что унаследовал грешность ("греховность") от Адама.
Как правило, церкви не втягивают прихожан силой. Они не звонят, не продают, не рассылают предложения о своих услугах. Исключение составляет, пожалуй, только церковь саентологии, которая откровенно лидирует в своём намерении "поставить тело на мост к полной свободе" (буквально так они и говорят – в кавычках слова из саентологического сленга). Конечно, путь к полной свободе платный – в обязательном порядке, никакой добровольности в пожертвованиях у саентологов нет.
6. Три главных мифа
Более опытные и хитрые церкви не втягивают людей напрямую. Они создают такие условия, что человек как бы сам приходит к ним тогда, когда ему это нужно. На это работает гигантская машина церковной пропаганды. Основа этой машины – создание образцов нормального поведения, которое подразумевает, что "испокон веков" люди так делали, что это правильно и эффективно.
Поэтому церковь поддерживает три основных мифа, которые помогают ей длить эти образцы поведения и устанавливать их в головы массам.
- Миф о древности церкви.
- Миф о массовости церкви.
- Миф о том, что элиты выбирают церковь.
Вы можете просто оглядеться по сторонам, и увидеть как старательно религиозные организации внедряют и поддерживают эти мифы. Обратите внимание, что это именно мифы, а не ложь. То есть под ними может быть реальное основание, а может и не быть – в действительности это не очень важно.
Это прямое воздействие на мышление массового человека (если, конечно, вообще можно говорить о мышлении у массового человека).
"Внутренняя рептилия" любого из нас делает однозначные выводы о том, что структура, обладающая древностью, массовостью и интересом элит, очень привлекательна. Хотя, конечно, некоторые тезисы противоречат друг другу, но это "внутреннюю рептилию" мало заботит.
Древнее – значит, выжило. Значит, что-то умеет и имеет перспективы.
Массовое – значит, много людей нашло там что-то полезное. Поищу и я тоже.
Элиты выбирают – значит, и я смогу взобраться на вершину пищевой цепочки, если буду делать так же.
Это примитивное и ограниченное рассуждение, лишенное логики и построенное на инстинктах и "генетической мудрости", активно используется религиозными организациями.
Итак, церквям очень выгодно показывать по ТВ политиков со свечкой в руке, рассказывать о многомиллионных крестных ходах и тысячелетней истории. Это есть апелляция к трём основным мифам.
7. Итог
Современные церкви представляют из себя машины.
Религиозный конвейер принимает в себя тела, обогащенные деньгами и временем, как сырую руду, обогащенную железом или золотом. Когда у вас не останется ни денег, ни времени, машина церкви выплюнет вас наружу и не побеспокоит до тех пор, когда у вас снова появятся деньги или время. Тогда цикл повторится.
Извлечение денег и времени происходит посредством обмена этих ресурсов на "духовность" – чаще всего это некое эмоциональное состояние, являющееся основным товаром церкви.
Духовность производится в храмах совместными усилиями самих прихожан. Для этого используются ритуалы, музыка, одежда, запахи и индивидуальные действия верующих (молитва, жесты).
На всякий случай
Всё, что написано выше, не является даже критикой. Это нейтральное изложение того, как многие религиозные организации могут выглядеть с позиций определённых философских школ.
Мы не обесцениваем чью-то религиозность. В конце концов, серентизм – тоже религия, и имеет свою церковь со всеми плюшками вроде вероучения, ритуалов и той самой духовности.
Это просто игра такая, не придавайте этому большого значения.