Основой оценки антикварного китайского фарфора является определение времени создания и места изготовления. Если на изделии присутствует набор марок, то они определяются с помощью специальных справочников. При установлении древности марка является важнейшей характеристикой. В подделках марки часто не совпадают с подлинными, ведь фальсификаторы не обращали на них никакого внимания, а иногда просто не обладали нужной информацией. Если же марки и надписи отсутствуют, то диагностика ведется посредством изучения стилевых признаков.
Каждый предмет из фарфора должен быть тщательно изучен как со стилевой, так и с технической стороны. Бывало и так, что предмет вовсе не имел знаков или марок, хотя был скопирован абсолютно точно. В таком случае изделие следует подвергнуть основательному изучению с точки зрения стиля. Стиль и форма должны соответствовать декору. Часто встречаются противоречия между формой сосуда и его орнаментикой, в фигурном декоре — несоответствие в тематике, в облачении фигур, в пейзаже и в стилистике сцен. Дно сосудов и ручки в разные периоды использовались разные.
Отличительные особенности разберем на примере уплощенных ручек, которыми украшались вазы с середины XVIII века. Ручки выполнены в виде упрощенно-схематических тел драконов, в нижней части образующих своеобразный завиток. Подобные прихотливые ручки являются важным стилистическим признаком сосудов второй половины правления Цяньлун.
Если вы имеете изделие с ручками и с налепами, задайте себе вопрос: соответствуют ли они данному периоду?
Затем следует проверить способ изготовления данного изделия.
Методы изготовления современной массовой продукции отличаются от старинных технологий. Процесс изготовления современных фарфоровых изделий осуществляется путем заливки жидкой фарфоровой массы в поглощающие гипсовые формы. Эту массу оставляют в кристаллизаторе в течение нескольких минут, пока слой скольжения не затвердеет. Избыток все еще жидкой глины затем выливают и оставляют изделие сушиться. Окончательно затвердевший элемент удаляется из формы и высыхает на воздухе. Этот метод позволяет легко производить фарфоровые изделия с тонким телом.
Старинные фарфоровые изделия, как и остальные керамические, создавались на гончарном круге, а если изделие имело квадратные или фигурные формы - то при помощи деревянных пластин. Еще влажные куски собирались вместе с помощью небольшого количества глины кремообразной консистенции. Наиболее круглые и высокие старинные китайские фарфоровые сосуды, как правило, собирались из двух или трех горизонтальных секций и соединялись вместе для придания им окончательной формы.
Окончательная форма достигается путем установки на гончарный круг и обрезается с помощью токарных инструментов. Ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно, и уже потом ручки приставлялись к вазе. Важным диагностическим признаком выявления древности является поиск следов шликерования (склейки или объединения двух или более секций необожженного керамического элемента с помощью жидкой глины -шликера). В подлинных старинных фарфоровых произведениях можно увидеть следы склейки сосуда. Такое соединение можно увидеть как склейку и особенно почувствовать внутри. Это обычно встречается на плечах высоких ваз и в самых широких местах живота фляги.
Следующий шаг – поиск дефектов обжига. Исторически самая большая проблема для гончаров поиск правильной температуры обжига. Если температура слишком высокая, то фарфор плавится и деформируется. Чтобы остановить деформацию, в глину добавляется каолин. В XV- XVI веках в экспортных вещах и в изделиях для народа содержание каолина было низким по экономическим причинам, поэтому часто можно встретить деформированные формы.
На изделиях переходного периода (XVII век) часто после обжига образовывались следующие дефекты: щербины, прыщи, пузыри, засорка, рыжий или желтоватый оттенок. Исследование таких дефектов помогает диагностировать фарфоровый предмет.
Не все старинные фарфоровые изделия имеют одинаковую художественную ценность. Научитесь отличать хорошее от прекрасного, а прекрасное от исключительного. Единственным способом приобретения такого опыта является длительное изучение данного стиля и исследование как можно большего количества фарфоровых изделий, декорированных эмалями.
Еще одним диагностическим признаком является наличие характерного кракелюра (фр. craquelé - потрескавшийся). Кракле - это узор тонких трещинок на поверхности, создается для декоративного эффекта. Они могут появиться при остывании после глазурного обжига, или после муфельного (живописного) обжига, или через год, или через 100 лет. Трещины в глазури керамического (фарфорового) изделия возникают вследствие разницы между температурными коэффициентами линейного расширения черепка и покрывающего его глазурного состава. Трещины образуются, когда «рубашка» обожженного глазурного слоя «маловата» для черепка изделия. Специальные глазури-кракле образуются только на поверхности глазурного слоя, не доходя до черепка. Они покрывают многие монохромные изделия эпохи Сун. Эффект повышался за счет втирания в трещины чайного, красного или черного цвета пигментов. Традиционно китайские ценители различали большие, жирные трещины, заполненные черным пигментом, которые называли «коготь краба», и сеть гораздо более мелких трещинок, называющихся «рыбьей икрой».
Специалист по китайскому антиквариату должен знать как свои региональные, так и международные рынки. Справочники цен по антикварным ювелирным изделиям следует использовать только как справочники, а не как указатели точных цен. Крупные аукционные дома, такие, как «Сотби» и «Кристи», включают китайский фарфор в свои специальные каталоги. Поиск сопоставимых предметов в этих каталогах - хороший подход к началу определения текущих цен, но необходимо иметь в виду, что аукционные дома выпускают иллюстрированные каталоги только с ценами реализации.
Любителям антиквариата, живущим в России, можно рекомендовать регулярно посещать различные антикварные салоны, расположенные в Москве и в Санкт-Петербурге. Больше всего информации о текущих ценах можно собрать, посещая антикварные салоны, регулярно проводимые в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве.
В Европе в антикварных магазинах и на блошиных рынках старинную китайскую вазу 19 века можно купить за 800 -1200 евро. Но такая цена на стандартные вазы, которые относились к так называемому "экспортному товару". Вазы, которыми украшались дворцы стоят в сотни раз дороже. Иногда можно встретить новость, что ваза с кобальтовой росписью, которая украшала коридор в обычном доме, была продана за 12 млн евро. И такие случаи не редки. Это объясняется тем, что много уникальных предметов было вывезено во время кризисов, революций. И современные хозяева не знают настоящую цену этим предметам. Но и подделок тоже много можно встретить.
После определения базовой стоимости с учетом анализа аналогов рекомендуется использовать повышающие коэффициенты и надбавки (в процентах) к базовой стоимости старинного фарфорового изделия, которые складываются из следующих факторов:
- наличие набора марок — 15 %;
- наличие легенды — 55 %;
- наличие документально подтвержденной истории предмета — 110 %;
- стилевые признаки — от 10 до 15 %;
- наличие особенностей, позволяющих выявить почерк мастера, — 15 %;
- оригинальность замысла — 10 %;
- уровень исполнения — 25 %;
- сложность моделировки — 30 %;
- новое в технологии — от 50 до 100 %;
- комплектность изделия — 5 %;
- типичность (характерная для времени бытования) — 15 %;
- редкость (для времени бытования) — 20 %;
- уникальность — 50 %;
- редкость для музейных коллекций — 15 %;
- повышенный антикварный спрос — от 15 до 100 %;
- музейное хранение — от 5 до 10 %.
Повышающие коэффициенты и надбавки (в процентах) к базовой стоимости в зависимости от времени изготовления:
XX век —1,0;
XIX век — от 1,0 до 1,5;
XVIII век—-от 2,0 до 3,0;
XVII век—от 3,5 до 5,0;
XVI век —от 6,0 до 10,0;
до XV века—от 50,0 до 100.