Найти тему
Your Maria Magdalene

Быть писателем

Сейчас так многие пишут. Кажется, это даже модно, а делать искусство - новый тренд.
Писательство - творчество, по большей части, но ведь и творить надо уметь, чтоб не сотворить чего-то страшного.

В интернете можно найти кучу тренингов и семинаров на тему того, как научиться писать. "Опытные литературоведы" и "знающие литераторы" за несколько тысяч рублей и пару часов в сутки расскажут вам, что вы делаете неправильно, укажут на ошибки в ваших текстах и научат писать так, будто это ваш дар божий, данный вам от рождения.
Если вы в это верите - пожалуйста, платите деньги и слушайте современников. Ну или можно обратиться к классикам, которые тоже кое-что умели.

"Наставление хотящим быти писателями" А. П. Сумарокова очень похоже по содержанию на те же самые современные тренинги: здесь рассказано и о том, что дело свое надо любить, и как заставить себя работать, и что делать, если ты безграмотный, а писать все-таки хочется.
Давайте разберемся с этим по-подробнее.

1. "Помощию слов пространна языка
Всё можем изъяснить, как мысль ни глубока";
"Довольно наш язык себе имеет слов,
Но нет довольного на нем числа писцов".

Первое, что хочет донести до нас Сумароков, - наш язык достаточно развит, чтобы мы имели возможность изложить на нем абсолютно все, что нашей душе угодно: и страсти, и трагедии, и радости, и горести.
Если тебе не хватает слов, чтобы описать то или иное чувство, значит их не хватает лично тебе, а не языку. Загляни в словарь, вдруг найдешь там что-то стоящее.

2. "Кто пишет, должен мысль очистить наперед
И прежде самому себе подати свет,
Дабы писание воображалось ясно
И речи бы текли свободно и согласно"

Прежде чем что-то писать, сформулируй для себя мысль, которую хочешь изложить. Другие тебя не поймут, если даже ты сам себя не понимаешь.
И перечитывай написанное, чтобы убедиться, что получилось именно то, что ты имел в виду.

3. "Творец дарует мысль, но не дарует, слов"

Творчество - это, скорее, то, что происходит у нас в голове. Генерировать свои собственные идеи, а не краденные, может не каждый, но еще сложнее придавать этим идеям осязаемую форму с помощью слов. Нужно учиться обращаться с языком, от рождения это никому не дано, даруется лишь ход мысли.

К этому же тезису относятся и следующие высказывания автора: "Стихи писать — не плод единыя охоты, Но прилежания и тяжкия работы", "Однако тщетно всё, когда искусства нет", "А если естество тебя и одарило, Старайся, чтоб сей дар искусство повторило".
Сумароков на протяжении всего сочинения подчеркивает, что искусство происходит в нас самих, а то, что мы выдаем миру и людям, уже зависит от плодотворности нашей работы.

4. "Дай чувствовати мне пастушью простоту
И позабыти всю мирскую суету".

Писать нужно просто. Да, некоторые читатели любят поломать голову за чтением, но это должно касаться заложенных в тексте идей, а не формулировок писателя.
Слишком сложные тексты заставят читателя считать себя не очень умным человеком, а такой поворот событий уж точно не сыграет на руку автору.
Тексты Сумарокова, казалось бы, написаны для высоко образованных людей, но читать их просто, потому что критик не гнался за высокопарностью, а старался быть понятным. Может, стоит взять с него пример?

5. "Противнее всего элегии притворство".

Помните знаменитое "не верю!" Станиславского? Это касается не только театра и кино, но и книг. Читатель должен верить и доверять своему автору.
Не все мы умелые лгуны, поэтому проще и безопаснее писать о том, что сами же на себе испытали, чтобы не переврать. Эту мысль Сумароков также несколько раз выделяет отдельно: "Коль хочешь то писать, так прежде ты влюбись". Сначала испытываем, потом пишет. Выдумать можно сюжет, остальное нужно прочувствовать.

6. "Коль ток потребен слез, введи меня ты в жалость,
Для смеху предо мной представь мирскую шалость.
Не представляй двух действ моих на смеси дум".

Всегда проще, когда мы понимаем, чего от нас хотят. Нужно относиться уважительно к читателю и не вводить его в ступор, касательно того, что он должен чувствовать.
Герой плачет, а автор насмехается. Что делать читателю? Конечно, такие повороты порой весьма интересны, но их нужно уметь правильно подать, иначе выйдет каша.

7. "Для знающих людей не игрищи пиши:
Смешить без разума — дар подлыя души".

Нужно знать свою аудиторию и, исходя из нее, уже что-то писать. Например, люди с высшем образованием чаще любят подумать, а "легкое развлекательное чтиво" для них не так привлекательно.
Но и это "чтиво" тоже нужно уметь писать, если того требуют читатели.
Пустые шутки - бездарность. Даже в юморе хоть что-то да должно быть заложено, иначе зачем он нужен?

8. "Невежа, верь ты мне и брось перо ты прочь
Или учись писать стихи и день и ночь".

Заключительные слова Сумарокова подводят итог всему написанному. Можно долго разглагольствовать на тему того, что правильно, а что неправильно в писательстве, но прежде всего автор должен быть образованным. Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить на велосипеде, ну и, разумеется, знать, что такое этот твой велосипед.
Если у тебя нет желания практиковаться и учиться, то "брось перо" и займись чем-нибудь другим, в мире столько всего интересного. Может быть, литература тебе вовсе не нужна. А если все-таки желание писать не пропало, пиши. Только делай это с умом.

_______________________________________________________________________________________

"Наставление" Сумарокова https://dlib.rsl.ru/viewer/01005404759#?page=387