Найти тему
Аня Миронова

Вред детских сказок

Как и когда я пришла к размышлению о том, что, кажется, от сказок есть вред, я уже и не помню. Но помню, что читая год назад книгу "Школа Монтессори" я увидела там такое высказывание: "Если воображение развивать просто сказками, самое большое удовольствие в дальнейшем даст чтение романов, но нам не следует никогда ограничивать этим обучение". Тогда я весьма обрадовалась, что авторитетный педагог отчасти подтвердил мои мысли. Итак, расскажу на собственном примере что же не так со сказками, мультфильмами и прочими небылицами.

Несмотря на то, что я уже давно не ребёнок, мне до сих пор кажется, что все фантазии и иллюзии, заложенные во мне детским контентом, до сих пор губительно на мне сказываются. А особенно, я думаю, это действует на без того мечтательных особ. Чему же учат детей посредством большинства, например, мультфильмов? Тому, что всё всегда благополучно заканчивается, добро побеждает зло, а в мире всё происходит исключительно по-справедливости. На деле мы получаем абсолютно противоположную картину.

Я, будучи в подростковом возрасте домоседкой и интроверткой, совсем редко выходила из дома дальше школы, у меня всё было благополучно и размеренно. В том возрасте были грандиозные планы о мире во всём мире и исключительно позитивный взгляд на жизнь. Заложенная во мне сказками вера только в лучшее давала о себе знать. Кстати, на это повлиял также, не совсем понятно откуда берущийся, мамин вечный позитив. В итоге мечтательность в совокупности со всем вышеперечисленным в один момент сыграли свою роль. В 15 лет у меня один за одним умерли два близких родственника и тут всё полярно изменилось. Из наивного, верующего исключительно в лучшее подростка, я стала абсолютной противоположностью себя в прошлом. У меня стала развиваться депрессия и прочие сопутствующие психические заболевания. Пробыла я в таком состоянии до 20 лет, пока не обратилась к психиатру, но это уже другая история.

До сих пор я ловлю себя на мысли о том, насколько же мне трудно выйти из мира иллюзий, в который я погрузилась в детстве. Виноваты ли в этом только сказки? Я думаю нет. Ведь были ещё и другие причины, способствующие моему взгляду на мир. Но со своими детьми различные фантастические рассказы я точно сведу к минимуму. Опять же, Монтессори-педагоги, например, рекомендуют даже игрушки максимально реалистичные. Такие как уменьшенные копии настоящих животных, музыкальные игры с чистым, качественным звуком и тому подобное.

Я говорю в негативном ключе именно о сказках, в которых участвуют, например, дед с бабкой, которые что-то наскребли и у них появилась внучка, о рассказах про мучные изделия, путешествующие по миру и разговаривающие с животными, о волке, который съел девочку, а потом его живот разрезали и выпустили её на волю. Я абсолютно не против каких-нибудь приближенных к жизни детских рассказах, в которых преподносят правильный пример для подражания. Какие книги будут стоять на полках у моих детей? Приведу конкретные произведения: "Книжка про великих женщин" Элена Фавилли, Франческа Кавальо, «Как бы поступила она? 25 реальных историй от дерзких девушек о том, как изменить мир» Кей Вудворд (эти два произведения - если будет дочь), «Все такие разные» Софи Леско, «История картин для детей» Дэвид Хокни, «Мистер жук и его соседи. Путешествие в мир насекомых» Кристина Перабони, а также увлекательные детские энциклопедии.