В 2016 году к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС телеканал «Украина» выпустил 4-серийную драму «Черный цветок», посвященную тем трагическим событиям. Ранее украинское телевидение уже выпускало схожий по формату сериал (тоже 4 серии) «Мотыльки», а поэтому не обойдется без сравнения этих двух телепродуктов.
Девушка по имени Лера (Иванна Сахно) приезжает работать в Припять учительницей начальных классов. Она становится объектом внимания молодого офицера Игоря (Влад Никитюк), который начинает за ней активно ухаживать. Сама же Лера влюбляется в командированного на ЧАЭС инженера Витаса (Рихард Леперс). Чувства Леры и Витаса взаимны, но в их разлучает чернобыльская трагедия, а также человеческая подлость и коварство. Вторая половина сериала – это уже наши дни. Смогут ли Витас и Лера найти друг друга спустя 30 лет?
Сериал снимался в Киеве и его окрестностях, в частности в Пуще-Водице. Оператором картины является Сергей Борденюк, который участвовал в съемках Чернобыльской АЭС после аварии. Он же, по заверениям авторов сериала, был и консультантом. Впрочем, говоря откровенно, это не сильно помогло картине.
Сама задумка показать жизни людей до и после трагедии – неплохая. Но вот придумать интересный сюжет создателям «Черного цветка» не удалось. Более-менее интересны в сериале только первые две серии, когда мы видим жизнь героев в доаварийной Припяти. Сразу отмечу, что особых усилий, чтобы киношная Припять была похожа на себя настоящую, создатели сериала не прикладывают. Все снято на фоне стандартных советских «панелек», а узнаваемых объектов Припяти в сериале нет (имеются в виду колесо обозрения, гостиница «Полесье» и ДК «Энергетик»). Более того, припятская квартира главных героев сериала и лестничная площадка у этой самой квартиры почему-то напоминают что-то довоенное или сталинское, тогда как массовое жилищное строительство в Припяти велось в 70-е и 80-е годы.
Когда же действие переносится в наши дни, то происходящее на экране превращается в стандартную «мыльную оперу» со всеми штампами. Да и сама разлука Леры и Витаса выглядит совершенно надуманной. Кстати, в 3 и 4 сериях повзрослевших героев играют уже другие актеры: Леру – Олеся Власова, Витаса - Гедиминас Сторпирштис, Игоря - Виктор Сарайкин.
Аварии и ликвидации ее последствий в сериале уделено совсем мало времени. Очевидно, что малый бюджет картины не позволил показать больше, чем некое подобие тушения пожара. При этом общих планов станции в фильме просто нет. Эвакуация Припяти так и вовсе осталась за кадром.
Создатели сериала пытаются компенсировать малое количество сцен «борьбы с мирным атомом» вставкой кадров кинохроники. Но кого этим сейчас удивишь? Кстати, при этом еще и ляп сделали. В сцене отправки на лечение пострадавших ликвидаторов на вертолете нам показывается вид из иллюминатора на разрушенный энергоблок. Зачем вертолету, доставляющему тяжело больных людей в больницу, пролетать в непосредственной близости от ЧАЭС?
На фоне «Мотыльков», где была проделана работа и над воссозданием облика Припяти, и над показом ликвидации последствий аварии, «Черный цветок» смотрится совсем бледно. Выигрывают «Мотыльки» и в драматической составляющей. История любви и горечь утраты близких людей в «Мотыльках» действительно трогают, а вот любовный треугольник «Черного цветка» скорее расстраивает своей надуманностью и обилием «мыльных» клише.
На самом деле, можно снять кино про трагедию Чернобыля и без показа аварии, эвакуации, последствий лучевой болезни. Например, в «Белорусском вокзале» нам не показывают войну как таковую, но это, безусловно, один из лучших фильмов посвященных теме Великой Отечественной. В «Белорусском вокзале» есть другое – там есть ветераны, их судьбы, проблемы перехода к мирной жизни. Ведь на первый взгляд, мирная жизнь должна была казаться легкой после тягот войны, но это оказалось не так. Это созвучно с теми проблемами, что пережили припятчане, вынужденные покинуть свой совсем еще молодой город и вновь обретать себя – кто где. Отражена эта проблема в «Черном цветке»? Нет. Вместо этого нам подсовывают стандартную теле-мелодраму, которая лишь паразитирует на теме трагедии.
Осмелюсь заметить, что с таким же успехом можно было аварию на ЧАЭС заменить любой вымышленной катастрофой (падением самолета, кораблекрушением, или пожаром на производстве) – суть «Черного цветка» от этого не сильно бы поменялась. А ведь это творение, на минуточку, позиционировалось его создателями как посвящение тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, а выход на экраны был приурочен к 30-летию с момента трагедии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Запретная зона» (2020): мнение и интересные факты о белорусском фильме на тему Чернобыля
Обзор сериала «Мотыльки»
Художественный фильм, который снимали в настоящей Припяти
Фильм о последнем тихом дне в Припяти
Фильм на тему Чернобыля, претендовавший на «Оскар»
Первые художественные фильмы об аварии на Чернобыльской АЭС
Забытые фильмы 90-х о Чернобыльской зоне отчуждения
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!