Приветствую вас, друзья. Среди разнообразных тем, предложенных читателями в ходе опроса, было пожелание узнать, как я отношусь к писательским псевдонимам.
Нормально отношусь. Традиция творческих людей создавать свои шедевры под вымышленными именами имеет давнюю историю. И я считаю, это право автора выбирать, какое имя будет стоять на обложке его книги. Причём нередко известность и славу обретает именно псевдоним, в тени которого меркнет настоящее имя писателя.
На вопросе писательских псевдонимов можно остановиться поподробнее, хотя я не собираюсь рассказывать обо всех. Даже перечислить их в одной статье нереально. Но затрону несколько вопросов, которые могут вас заинтересовать.
Причины выбора псевдонима
У каждого известного псевдонима своя уникальная, а часто и увлекательная история, но причин, по которым писатели выбирают псевдонимы всего три.
- Желание скрыть что-то, например, настоящее имя, национальность, род занятий от читателей или свою литературную деятельность от коллег и знакомых.
- Желание продемонстрировать что-то, например, свою оригинальность, приверженность жанру, национальную принадлежность, какой-то мировоззренческий принцип и т. д.
- Просто так. Захотелось придумать интересный псевдоним – и всё. Особенно эта причина свойственна начинающим писателям или поэтам. А потом придуманное имя так и закрепляется за ними, даже когда они становятся известными.
Желание скрыть настоящую фамилию было причиной выбора псевдонима писателем-фантастом Киром Булычевым. Известный историк и востоковед Игорь Всеволодович Можейко посчитал несолидным писать фантастику под своим именем и составил псевдоним из девичьей фамилии матери Марии Булычевой и имени своей жены Киры.
По этой же причине взял псевдоним Льюиса Кэрролла солидный преподаватель математики и диакон англиканской церкви Чарльз Лютвидж Доджсон.
Григорий Шалович Чхартишвили, начав публиковаться в 90-е годы, выбрал для себя более привычный русскому слуху псевдоним Борис Акунин.
А Нора Галь – тоже псевдоним известной переводчицы и признанного авторитета в области русской стилистики. Настоящее имя её Элеонора Яковлевна Гальперина. Но ещё студенткой она посчитала, что фамилия Гальперина слишком распространённая в научных кругах, и стала подписывать статьи в журналах своим школьным прозвищем – Нора Галь.
Псевдоним известных писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского появился тоже в 90-х годах, когда к новым именам в русской фантастике относились скептически. Поэтому соавторы склеили из своих имён и фамилий солидно звучащий псевдоним Генри Лайон Олди, к которому так и хочется добавить «сэр». Тогда же появились и другие «англоморфные» псевдонимы, например, Макс Фрай.
Мужские и женские псевдонимы
Желая скрыть принадлежность к женскому полу, чтобы избежать предвзятого отношения издателей и читателей, писательницы нередко брали мужские псевдонимы. Например, Жорж Санд – псевдоним Авроры Дюпен, а Андре Нортон – Элис Мэри Нортон.
Впрочем, и обратные ситуации случались. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) несколько книг написал под псевдонимом Анна Борисова. Эдуард Дзюбин, известный нам как Эдуард Багрицкий, некоторое время публиковал стихи под псевдонимом Нина Воскресенская. А под псевдонимом Виктория Клемм издавал стихи Александр Гриневский – Грин.
Желание быть оригинальными
Нередко писателей не устраивает своя фамилия, так как кажется простой, незапоминающейся, а хочется чего-нибудь этакого. К такой категории можно отнести псевдонимы Максима Горького, Демьяна Бедного, Джека Лондона (Джон Гриффита Чейни). Или, например, молодая поэтесса Анна Горенко, начав публиковать стихи, взяла в качестве псевдонима фамилию своего деда-татарина Ахматова. И потом жалела об этом. Но слава-то пришла именно к Анне Ахматовой.
Особенно много оригинальных, с претензией на красивость псевдонимов среди писательниц любовно-романтического фэнтези: Эль Бланко, Морвейн Ветер, Зимняя, Снежная. А одна из самых популярных и продаваемых «звёзд ромфанта» и псевдоним имеет Елена Звёздная. Издаётся писательница давно и успешно, и до сих пор никто не знает её настоящей фамилии. Впрочем, мужчины – отечественные авторы фэнтези – от женщин не отстают. Среди них есть Нил Алмазов, Ангел Делакруз, Виктор Крыс, Элиан Тарс, Сандлорд и др.
Права на псевдоним
Псевдоним – это не просто выбранное прозвище, типа никнейма на каком-то форуме. На псевдоним распространяется авторское право, правда, не всегда это право писателя. Факт регистрации псевдонима закрепляется в договоре с издательством. Вымышленное имя может полностью принадлежать писателю, может быть даже зарегистрировано как товарный знак. В этом случае только сам автор решает, что обозначить своим псевдонимом. Использование имени без согласия его владельца, например, на какой-то печатной продукции, это такое же воровство, как использование авторского текста.
Однако случается, что права на псевдоним издательство оставляет у себя. Для чего? Дело в том, что нередко издатель вкладывает деньги в рекламу бренда, то есть псевдонима. И если автор вместе со своим псевдонимом уйдёт в другое издательство или просто перестанет писать книги, то предыдущие его работодатели потерпят убытки. И бывали случаи, когда под популярным, известным псевдонимом начинал работать другой автор, тот, кого выбирал издатель, имеющий право на использование псевдонима.
А также известны случаи, когда авторам приходилось судиться с издательствами из-за своего псевдонима. Вот так-то. Заключая договор на публикацию книги, будьте внимательны, не подмахните его на радостях не читая.
На этом сегодня заканчиваю. Всего хорошего, до скорой встречи.
Если кто-то не участвовал в опросе, то окошечко для ответа можно найти в конце этой статьи.