Да, когда 20 марта на «Сантьяго Бернабеу» прозвучал финальный свисток – кто из красно-белых не увидел мысленно, как Спартак уже поднимает над головой Кубок Чемпионов? Я лично увидел, разглядел во всех деталях!
Почему этого не случилось, и почему Спартак, в общем, достаточно бесславно уступил «Марселю»? (название «Олимпик» тогда еще как-то редко употреблялось, чаще говорили просто «Марсель» - прим.авт.)
Само собой, в «Марселе» тогда тоже не зеленые пацаны собрались. Конечно, подойди Спартак к полуфиналу на пике возможностей – побороться могли бы. Тут как раз обсуждалась тема, и правильно была названа одна из причин: Спартак тогда, вместо чтоб планово готовиться, улетел в Японию на коммерческое турне, ну и потом всё понятно, усталость, недонастрой, акклиматизация-реакклиматизация, не до спорта высших достижений. «Нахера вообще полетели?» - спросят молодые и начинающие болельщики.
Хороший вопрос, и немножко лирики как раз на эту тему. В нашем возрасте хорошо всё объяснять, молодые еще не застали, старые уже не помнят, а мы в самый раз :-)
Сама обстановка в стране была дюже тревожная, все-таки – последняя весна СССР, как потом выяснилось.
Вот аккурат перед «Реалом» прошел в стране Референдум на тему сохранения Союза... (я, кстати, первый раз тогда голосовал, как раз наш первый курс, 18 годков стукнуло).
Штатные пропагандисты вещают нынче – «Народ проголосовал за сохранение Страны, а на его мнение положили большой и толстый хрен!!!»
Ну, во-первых – вопрос был составлен хитроумно, на уровне «Вы хотите быть богатым и здоровым – или бедным и больным?» Естественно, в массе своей люди выбирали первый вариант.
Но в-главных... А когда у нас вообще на мнение народа НЕ клали большой и толстый? Я лично тогда (да и сейчас) могу привести единственный пример: когда водка при Андропове подешевела. Вот это да, тут мнение народа было принято во внимание, безусловно. А в остальном...
А еще в-главных... И той же весной впервые подорожало официально ВСЁ. Не «отдельные группы товаров», как случалось, типа ковров и телевизоров, а всё сразу (здесь, кстати, тоже мнение народа не очень учли). За одну ночь автоматы в метро переделали, было пятачок – а теперь нужно было три пятачка пихать (и как успели-то). Молоко больше не стоило канонические 36 копеек, буханка черного – не 18, а 40, ну и так далее.
Детям своим я ситуацию излагаю на уровне арифметики. Вот был папа первокурсник, получал стипендию 70 рублей (это Физтех, у нас это еще хорошая считалась, а были и по 30 рублей – тоже прим.авт). Обед в столовке институтской стоил условно 1 рубль, первое, второе и компот. Не успели курс отучиться – обед стал трёшка. Да, всем давали «компенсацию». Но подорожало всё в геометрической прогрессии, а «компенсировалось» - в арифметической. Умножьте, дети, на 30 дней, разделите одно на другое – и ответ очевиден. На практике – вмиг опустела наша столовая, то по часу стояли, чтоб до раздачи дойти, а уже осенью – чуть ли не один зал из четырех и работал...
Это лирика. Короче, обстановка в стране была такая, что Руководство Команды просто не могло не думать, на какие шиши «Спартаку» существовать в ближайшем будущем, когда всё окончательно пизданется реформы пойдут дальше, где брать бабло, даже если распродать лучших игроков. Ясное дело, выбирая между гипотетическим Кубком и возможностью заработать здесь и сейчас... короче, такое было Время, и я лично всё понимаю прекрасно.
Да, конечно. Чудесным апрельским вечером в «Лужниках» мечталось именно о главном европейском трофее, а вовсе не о «хлебе насущном»... Это Спартак. Таким я его полюбил, люблю и не разлюблю никогда
10 апреля 1991, Спартак – Олимпик (он же «Марсель») 1:3