В 2016 году собрались наконец- то в Грузию. Поскольку ехали туда на автомобилях, то особый интерес представляли для нас дороги этой республики, а также, и даже в первую очередь, грузинские «гаишники». Рассказы путешественников в интернет пространстве позволяли сделать вывод о том, что грузинские полицейские — это самые лучшие полицейские в мире, основной задачей которых является не «ободрать» тебя как липку, а сделать твой отдых максимально приятным и безопасным. Все это вселяло надежду, хотя кое какой червь сомнения все же шевелился где-то в глубине души.
Однако, прежде чем добраться до грузинских гаишников, предстояло как-то миновать своих. В интернет пространстве утверждалось, что самые злые и безжалостные гаишники работают в Северной Осетии и особенно около Владикавказа. На удивление к Осетии никаких претензий не было, по крайней мере, когда ехали по направлению к Грузии. Да и вообще, по России, все как-то обошлось. Повезло наверное, но останавливали нас всего пару раз просто для проверки документов, никаких поползновений «раздоить» не было.
Что касается грузинских гаишников… Оказывается гаишников в Грузии нет. По крайней мере такого разделения как у нас по форме одежды, расцветке автомобиля и прочему нет никаких отличий от остальных полицейских. «Мигалки» всех патрульных автомобилей всегда включены. Независимо от того - едет «патрулька» или стоит, включен в ней двигатель или нет, есть кто-либо в салоне или нет, проблесковый маячок всегда работает. Однажды я видел как патрульную машину везли куда-то на эвакуаторе, и у нее вовсю работал «маячок». Машина на эвакуаторе, а маячок молотит!!! Как пояснили потом грузины — это делается для того, чтобы было издалека и всем заметно где находится полиция! То есть, если у нас уже много лет ведется борьба за то, чтобы сотрудники дорожной полиции не прятались по кустам и за поворотами, причем даже руководство ГИБДД не может победить в этой борьбе своих сотрудников, то в Грузии все наоборот! Полицию должно быть видно всем, всегда и везде! Потому что первейшая задача, которую ставят грузинскому полицейскому — это оказание помощи нуждающемуся в ней!
Пожив пару дней в Мцхете, мы двинулись на Батуми, поскольку основная цель нашего путешествия было все-таки море. Где то на середине пути, кажется возле Ахалцехи, из-за тащившегося кое как передо мной грузовика, я сильно отстал от своих друзей. Поэтому, как только встречная полоса более-менее освободилась, я пошел на обгон, хотя была сплошная. Но грузины обгоняли, встречка вроде свободна, полиции не видно. Короче, рискнул. И вот, уже когда я почти обошел грузовик, перед собой, метрах в ста, я увидел несущийся на меня проблесковый маячок! Полиция! Навстречу мне! А я на встречке и на дороге все еще сплошная! Деваться некуда, пятиться смысла нет, поэтому поддав газу я завершил обгон, разминувшись с полицией на дистанции метров пятьдесят. Они тоже неслись как угорелые. В голове мысль: «Все, приплыли. Пересечение сплошной при обгоне, да еще чуть не впритирку прошел с полицейской машиной». Что делать то? По рации (у нас с первой машиной была связь через любительскую радиостанцию) кричу: «Андрюха, я сейчас чуть не подрезал гаишников. Давай на первом же повороте уходим с трассы и прячемся». Благо поворот попался буквально через километр. Свернув с дороги как могли «заныкались» и оживленно обсудили происшедшее, напряженно вглядываясь в направлении трассы. Однако ни сигнала сирены, ни самой полицейской машины так и не увидели. Выждав для верности минут пятнадцать, снова выехали на трассу и продолжили путь, стараясь уже ничего не нарушать. Но погони так и не было.
Больше, до самого Кобулетти, где мы остановились на постой, таких встреч с полицией не было. Хотя полиции было много и она была везде. А может так казалось просто потому, что они не прятались, а напротив старались оказаться на виду. Машины с маячками постоянно попадались на дороге. Они или ехали, или просто стояли. Создавалось такое впечатление, что грузины выгнали всю полицию на нашу трассу.
Однажды вечером, когда делать было нечего, решили съездить в Батуми, чтобы посмотреть поющие фонтаны. Города мы естественно не знали и потому слегка заблудились. Свернули не туда. Поняли это когда оказались во дворах многоэтажных домов. Первая наша машина развернулась и выехала на главную улицу. А когда я подъехал к выезду со дворов на главную улицу, то увидел, что слева в потоке машин едет патрульный автомобиль с «маячками». Был уже глубокий вечер. Темно было и маячки эти очень здорово переливались. Я остановился, включил правый «поворотник» и стал ждать, когда кончатся автомобили и я смогу повернуть. Но стало происходить нечто странное. Патрульный автомобиль вдруг замедлил ход, а потом и вообще остановился метрах в тридцати от меня. Остановился он, и остановились все автомобили, шедшие за ним. Дорога была двухполосная в одном направлении. От встречной полосы отделена оградой. «Патрулька шла в левой полосе, но остановились и автомобили, шедшие в полосе правой. Я повертел головой. Светофоров поблизости не было. Помех для движения тоже. Но они почему-то стояли. Жена мне сказала, что они наверное уступают мне дорогу. Верилось в это с трудом, так как у них была главная дорога. Так я стоял минуты полторы, но потом понял, что видимо жена права. Тогда я тихонько повернул направо и, опять же тихонько, со скоростью километров 30 поехал искать чертовы фонтаны. Друзья куда-то уехали, видно их не было. Куда ехать я толком не знал, да еще полицейский тащился за мной в своей полосе с той же скоростью, что и я.
Так мы проехали, наверное, с километр. Вдруг сзади «закрякала» патрулька, потом прозвучал сигнал сирены, в мегафон что-то сказали по грузински и «патрулька» пристроилась прямо за мной. Ну, все, подумал я. Попался. Сразу вспомнилось, как едва не столкнулся с полицейской машиной у Ахалцехи. «Вычислили все таки», подумал я.
Показал правый поворот, прижался к обочине и остановился. Сижу в машине, жду. Подходит молодой полицейский — лет тридцати. Поприветствовал меня и спрашивает откуда, мол и куда едем. Ответил честно, что приехал в Грузию в первый раз. Вот решил посмотреть поющие фонтаны и заблудился. Полицейский спрашивает с грузинским таким характерным акцентом: «Алкогол ест?». Я отвечаю: «Есть. В багажнике». А сам думаю: «На фига ему алкоголь? Взятку хочет взять что ли? Или контрафакт ищет?» У меня в багажнике пять бутылок водки лежало. Контрафакт это или контрабанда? А он говорит: «Нэт, в тэбэ алкогол ест? Внутри?» Вон оно что! Он, оказывается, спрашивает пил ли я алкоголь? Я, радостно так, говорю: «Нет, конечно, какой алкоголь? Я же за рулем». Он опять подумал немного и говорит мне: «Дыхни суда». И протягивает мне какой -то прибор, похожий на фотоаппарат-мыльницу. только вместо объектива там мелкие отверстия. Ну, ладно. Дыхнул. Он посмотрел на аппарат, еще подумал немного и говорит: «Ладно. Поехали за мной». Блин, думаю, неужто пахнет. Ну я, конечно не молодой уже, алкоголь долго переваривается. Но пил то я вчера вечером. Неужто за сутки еще не переварился и от меня пахнет? «Патрулька» объехала меня и тихонько тронулась вперед. Я за ней. Проехали так километра два, вдруг они останавливаются. Тот же полицейский выходит из машины, подходит ко мне и говорит.: «Мы поедем дальше, а фонтаны вон там. Счастливо», и показывает пальцем куда то вправо. Елки-палки, он меня оказывается довел до этих фонтанов. А я то думал… Ну я поблагодарил его и спрашиваю: «А чего ты меня вообще остановил то?» А он и говорит: «Ты очень медленно ехал. Это вызвало подозрения. К тому же я тебе дорогу уступал, чтобы ты выехал со двора, движение все остановил, а ты не едешь и не едешь. Вот я и подумал - может что-то случилось?» Я был просто поражен. Это он, оказывается, весь поток движения остановил из-за меня одного, чтобы я мог со дворов выехать! Да у меня такая мысль даже не могла бы никогда в голове уместиться. Когда и кто бы у нас так поступил?
Конечно, можно это все списать на то, что мы — туристы, от которых зависит наполнение бюджета этой маленькой и небогатой республики. Поэтому такое отношение к иностранцам. Все это так, но…
Позже мы несколько раз касались темы полиции в разговорах с простыми грузинами и вот что они нам поведали. Действительно, полиция имеет прямое указание: с туристами обращаться очень вежливо. И полиция, действительно, ориентирована на помощь людям. В сложных ситуациях они могут сопроводить вас даже на расстояние в 30 километров, если сочтут это необходимым. То, что за мной не погналась «патрулька», когда я с ней так разминулся на трассе, - это нормально. Я же, оказывается, никому не мешал. Ну и что с того, что там сплошная была? Встречка ведь пустая была. Значит, можно обгонять. Разминулись на расстоянии 50 метров? Ну, это слишком много для аварии! Так что никаких претензий ко мне у них быть не могло. Свет не горит? Ремень не пристегнут? Это все ерунда. Главное — быть трезвым. Если будешь выпивыши за рулем, то не пощадят ни своего, ни иностранца. Конечно, к своим санкции будут применены не в пример как строже. Вплоть до конфискации автомобиля. Правда это не мешает грузинам ездить пьяными за рулем. Причем не только «выпимши», а и просто «в дупель». Но если авто идет ровно, не вихляется, никто его не остановит. К своим конечно отношение строже. Но с кем бы ни разговаривали, все как один говорят: «Полицейские у нас очень хорошие. Строгие очень, это да. Но зато — справедливые. Никого зря тиранить не будут. А за дело можно и потерпеть. В конце концов они ведь хотят, чтобы не случилось ничего плохого. А если сам виноват, то нечего на других пенять». Говорят, что министр внутренних дел сказал, что если узнает, что кто-то своего родственника прикрыл, то не просто уволит, а еще и «посадит». И своим родственникам сказал, чтобы даже не обращались к нему за помощью если «рыльце в пуху». Таких родственников по полной программе велит «паковать».
Короче говоря, очень мне понравились грузинские «гаишники». Особенно сильно они мне понравились после контакта в северо-осетинскими «гаишниками», когда на обратном пути, мы пересекли границу. Но об этом в следующем рассказе, а то и так больно уж длинно вышло. Читайте продолжение здесь.
Надеюсь мой рассказ достоин затраченного времени и положительного отклика. пишите, что думаете по этому поводу.